“Огненный” человек

В России практически всем известен подвиг капитана Михаила Францевича Гастелло, направившего горящий ДБ-3Ф на немецкую автоколонну и совершившего первый зафиксированный «огненный таран». За долгие годы войны этот геройский поступок повторили 506 советских летчиков. Однако не все знают, что последний «огненный таран» Второй мировой войны был осуществлен на корейской земле, в городе Раджин 10 августа 1945 года. Имя героя – младший лейтенант Михаил Егорович Янко.

39718b1e85c3

Газета «Боевая вахта» 18 августа 1945 г. сообщила, что в порту Расин вблизи одного из разрушенных объектов моряки обнаружили мотор самолета и останки людей. «Трудно было опознать, – писал автор корреспонденции, участник десантной операции по овладению портом Расин майор И. Тарасенко, – кто они такие. Но вот у одного из них в левом карманчике на груди, у самого сердца, мы обнаружили комсомольский билет. Имени и отчества разобрать не могли, а фамилию разобрали – Янко». Вскоре выяснилось, что это был младший лейтенант Михаил Егорович Янко, повторивший бессмертный подвиг Гастелло.

Утро 9 августа 1945 г. было пасмурным и ветреным. На редкость холодные для этого времени года порывы ветра нагоняли со стороны моря низкие лохматые тучи. Погода была нелетная, но морская авиация действовала.

37-й авиационный полк 12-й штурмовой дивизии ВВС Тихоокеанского флота, в котором служил М. Е. Янко, наносил дерзкие удары по огневым средствам врага. В тот день летчики успешно выполнили задание – уничтожили три зенитные батареи, чем обеспечили действия ударных групп, бомбивших корабли и транспорты противника в гавани.

На следующий день, 10 августа, младший лейтенант Янко вместе с товарищами вновь ушел на задание. Цель – крупный порт, где базируются корабли противника. По ним предстоит нанести удар.

Зенитная артиллерия врага встретила их плотным заградительным огнем. Однако искусно маневрируя между разрывами снарядов, летчики-штурмовики устремились к цели. Янко, будучи замыкающим, получил задание уничтожить зенитные средства противника. И он справился с задачей – меткими пушечно-пулеметными ударами подавил несколько огневых точек.

Атака наших штурмовиков была успешной: три судна противника пошли ко дну. Но самолет Янко получил несколько повреждений и загорелся. Следуя за товарищами, Михаил вел свой «ил» в сторону моря, пытаясь сбить пламя с горящей машины… Ни резкие развороты, ни пикирование не дали результата – огонь разгорался, приближаясь к кабине. Стало ясно, что дотянуть до своего аэродрома невозможно, и тогда комсомолец Янко направил горящую машину в порт…

Вместе с ним погиб и воздушный стрелок Иван Бабкин.

За беспредельное мужество и героизм, проявленные при выполнении боевого задания, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 г. младшему лейтенанту Михаилу Егоровичу Янко посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

bbab3fb11443

В Центральном военно-морском ордена Красной Звезды музее в Ленинграде экспонируется пулемет ШКАС № 321 с самолета, на котором сражался и героически погиб М. Е. Янко – один из многих отважных сынов Советской Родины, повторивших подвиг капитана Н. Ф. Гастелло.

https://orugie.my1.ru/publ/2-1-0-95

Могила воинов Советской Армии в г. Раджин КНДР – павших в борьбе за освобождение Кореи 1945 год

Источник: https://remch-ch.livejournal.com/893141.html

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.

Translate »