Осенний вечер (Чхусок)

Чусок в АККЦУз. 17 октября. Саша Ли и Сабина перед выступлением.

Чусок в АККЦУз. 17 октября. Саша Ли и Сабина перед выступлением.

Обычаи и обряды середины восьмого месяца

Праздники середины осени, посвященные кормлению голодных душ, известны у многих народов Восточной и Юго-Восточной Азии. И хотя они, так же как и в Корее, считаются буддийскими обрядами, их истоки, как показали исследования японского ученого Судзуки Мицуо, восходят к древним культурам, связанным с представлениями о демонах, носителях эпидемических заболеваний, широко распространенных в жаркий сезон года в субтропической зоне [Suzuki Mitsuo, 1972, с. 168}.
На середину осени (15-й день 8-го месяца) приходился большой праздник Осенний вечер (Чхусок), праздник урожая и поминовения усопших родственников.
В ночь на 15-й день совершали поклонение луне, приносили ей специально яства, лепешки из злаков нового урожая. К этому времени обычно созревали зерновые, фрукты и овощи. Крестьяне радостно праздновали начало уборки урожая. Молодежь отмечала ночь полнолуния танцами и весельем.
Торжественно проходила церемония снятия первых зрелых колосьев риса и чумизы (там, где ее сеяли); из них приготовляли угощения. На краю поля собирались с друзьями, ели вкусную пищу, пили вино и под аккомпанемент народных инструментов пели и танцевали. Целый день проводили в развлечениях, играх и спортивных состязаниях.
В некоторых районах устраивались театрализованные представления, выступал народный цирк. В провинциях Чхунчхон и Кёнги в полнолуние группа мужчин, среди которых один нес на спине большой мешок, набитый соломой, изображающий панцирь черепахи, обходила дома и кричала: «Черепаха из Восточного моря по крутым волнам приплыла в эту деревню. Дайте ей хороший обед». Хозяин дома угощал «черепаху» и сопровождавших ее спутников [На Тае Hung, 1972, с. 49].
В этот день делали многочисленные подношения в семейных святилищах, посещали могилы родственников. Если могила находилась недалеко от дома, то стол с жертвенными блюдами накрывали заранее дома и к могиле его несла женщина на голове. У могилы расставляли плоды нового урожая, молодую птицу, лепешки, овощи и всевозможные лучшие кушанья и напитки.

После церемонии молитвенных поклонов и получасового плача и причитаний принесенные кушанья съедали, причем от каждого отделяли небольшую часть, заворачивали ее в бумагу и зарывали под каменной плитой или священным деревом Горного духа (Сансин наму) для Горного духа. Во время праздника, как и в период снятия урожая, пекли на пару рисовые лепешки, закалывали скот. Обильная еда и питье были основной частью праздника. Они имели ритуальное значение— пожелание изобилия всевозможных продуктов в следующем году.
В период средневековья 15-й лень 8-й луны был известен как Праздник ножниц, или День ножниц (Кавнналь, Капэналь). О его происхождении повествуется в «Самгук саги». Согласно дреданию, сохранившемуся в «Летописях Силла», в 5-м году правления Юриисагыма (32 г. н. э.) он внес изменения в наименования шести силласких легендарных общин и «утвердил» чины 17 степеней. Затем правитель разделил общины на две части и приказал своим двум дочерям, собрав девушек в каждой из них, образовать две группы. Начиная с 16-го дня 7-го месяца девушки должны были собираться во дворах шести общин и почти целый месяц ткать с утра до ночи.

В 15-й день 8-го месяца подсчитывали, какая группа сделала больше, а потерпевшие поражение устраивали для победителей угощение вином и едой, сопровождая его песнями, танцами и всевозможными играми. Это веселое празднество называлось Радостное представление (Кабэ). Одна девушка из побежденных, исполняя танец, вздыхала: «Хвэсо! Хвэсо!», и звуки эти вызывали жалость у присутствующих. Впоследствии на этот мотив люди сложили песню, которая стала называться «мотив хвэсо» (хвэсогок) [Самгук саги, 1958, т. 1, с. 12; Ким Бусик, 1959, с. 78].
И в последующие века при дворе вана собирали девушек и устраивали соревнования в прядении конопли. В 15-й день 8-то месяца определяли, кто из них сделал больше; побежденные должны были устраивать победившей партии угощение вином и едой. Эта общая трапеза сопровождалась песнями, танцами и всевозможными играми.
В конце XIX —начале XX в. среди женщин еще сохранялся обычай собираться группами для прядения и ткачества. Обычно к 15-му дню подводили итог совместной работы. Как и в старину, завершение работы сопровождалось угощением и танцами. Игры и развлечения этого дня назывались «игры Дня ножниц» (кавинори).

(Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл. С. 145 – 146)

Фото с праздника Чусок в АККЦУз. 17 сентября 2013 г.

DSCF8673 - копия

DSCF8675 - копия

DSCF8684 - копия

Любовь Мироновна, Свира Ким, Ирина Нам

Любовь Мироновна, Свира Ким, Ирина Нам

DSCF8689 - копия

DSCF8690 - копия

DSCF8691 - копия

DSCF8695 - копия

DSCF8697 - копия

DSCF8699 - копия

DSCF8702 - копия

DSCF8703 - копия

DSCF8705 - копия

DSCF8709 - копия

DSCF8710 - копия

DSCF8711 - копия

DSCF8712 - копия

DSCF8715 - копия

DSCF8719 - копия

DSCF8722 - копия

DSCF8726 - копия

DSCF8727 - копияDSCF8730 - копия

DSCF8732 - копия

DSCF8735 - копия

DSCF8737 - копия

DSCF8740 - копия

DSCF8740 - копия

DSCF8744 - копия

DSCF8746 - копия

DSCF8749 - копия

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.

Translate »