Откуда в Северной Корее частные автобусы

1134496

А. Ланьков

Как уже не раз писалось на Slon, традиционное представление о Северной Корее как о сталинистском государстве и, так сказать, карикатурной копии Советского Союза устарело давно и безнадежно. Экономическая система КНДР сильно изменилась, и с середины 1990-х годов частный бизнес играет в экономике страны весьма заметную роль.

Хотя северокорейская пропаганда продолжает извергать проклятия в адрес частнособственнических инстинктов и их носителей, на практике власти терпимо относятся к существованию частного бизнеса. Дело тут отчасти в том, что чиновники сами неплохо кормятся от процветающих цеховиков, а отчасти в том, что в Пхеньяне отлично понимают: без частного и получастного капитала экономическое положение Северной Кореи, и так не слишком простое, стало бы совершенно бедственным.

Любопытная особенность современного северокорейского бизнеса – это привычка предпринимателей прятаться под маской псевдогосударственных предприятий. Подобная практика, вообще говоря, не является уникальной для Северной Кореи – нечто похожее когда-то происходило и в Советском Союзе, и в других социалистических странах. Однако и в СССР, и в странах Восточной Европы подобные псевдогосударственные предприятия все-таки являлись исключением, а вот в Северной же Корее в последнее время подобные компании стали обычным делом.

Например, большинство северокорейских ресторанов и столовых формально зарегистрированы как предприятия государственного общепита, но на деле являются частными. То же самое относится и к большинству предприятий рыболовного промысла. Впрочем, этими отраслями все не ограничивается: в стране Чучхе есть частные шахты, частные мастерские и даже небольшие частные нефтеперерабатывающие заводы (все они на бумаге, конечно же, тоже числятся как государственные).

Хорошим примером является автобусная компания, которая действует в крупном индустриальном центре на восточном побережье Кореи. Компания была организована в 2005 году. Ее владелец, отставной военный, уволившийся из рядов вооруженных сил десятилетием ранее и сделавший к тому времени значительное состояние на торговле морепродуктами, решил вложить часть своих средств в транспортный бизнес. Эта идея возникла у господина Кима потому, что после 2000 года развитие частного бизнеса привело к заметному увеличению количества челноков, которые со своими товарами ездили по стране. Господин Ким, будучи предпринимателем, увидел возможность неплохо подзаработать на формирующемся рынке транспортных услуг.

Для начала господин Ким договорился с внешнеторговой компанией, через которые должна была быть организована покупка двух старых японских автобусов, каждый на 40 пассажиров. Как и почти всё в Северной Корее, эти автобусы были ввезены из Китая.

Эти автобусы должны были ходить между городом и крупным прибрежным портом. Хотя расстояние между этими двумя городами было немногим более 150 километров, путь проходил по неасфальтированным дорогам, да и рельеф там был непростой, поэтому дорога в один конец занимала практически весь день.

Начальный капитал компании составлял около 20 тысяч долларов, из которых сам господин Ким вложил 14 тысяч долларов. Люди, которые должны были работать водителями, тоже фактически являлись акционерами: каждый из них вложил в предприятие по две тысячи долларов. Кроме этого, по тысяче долларов в планирующийся бизнес внесли механики автобусов (в Северной Корее большинство автобусов имеют экипаж, состоящий из трех человек – водителя, механика и кондуктора). Небольшие дополнительные вложения ожидались даже от девушек, работавших кондукторами. Впрочем, сам господин Ким сказал, что этих девушек отбирали не за их способность заплатить две-три сотни долларов и не за приятную внешность, а за наличие у них полезных семейных связей в местной администрации и дорожной полиции.

Подобная схема может показаться странной, однако в условиях северокорейского бизнеса, которого на бумаге не существует и который поэтому нерегулируем, она имеет смысл. Господин Ким, создавая свою фирму, понимал: контролировать персонал ему будет крайне затруднительно. Он просто принимал как данность то обстоятельство, что и водители, и механики, и кондукторы будут по возможности стараться положить в свой карман хозяйские деньги. Поэтому бизнес-схема была построена таким образом, чтобы заинтересовать персонал компании в результатах и сделать воровство экономически бессмысленным.

Господин Ким требовал, чтобы с каждого рейса автобусная бригада отдавала ему 400 тысяч северокорейских вон выручки. В 2005 году, когда компания господина Кима начала работу, это соответствовало 200 долларам США по рыночному курсу. Оставшиеся деньги экипаж должен был делить по своему собственному усмотрению. Экипаж из своего кармана платил за бензин, за запасные части и вообще поддерживал машины в рабочем состоянии. Господин Ким занимался бумагами и обеспечивал административно-политическое прикрытие, «работая наличкой» с местной администрацией и полицией. Кроме того, господин Ким занимался серьезным ремонтом автобусов.

Любопытно, что автобусы господина Кима отправлялись с городского автовокзала, администрации которого господин Ким регулярно заносил небольшие суммы за право использования их территории.

Расписания у компании не было в принципе, потому что экипажи автобусов были кровно заинтересованы в том, чтобы набить машины до отказа. Для того чтобы просто отбить рейс и заработать необходимые 400 тысяч, которые им полагалось отдать господину Киму, а также деньги, потраченные на топливо и иные текущие эксплуатационные расходы, им необходимо было, чтобы в автобусе было занято не менее 25–30 мест: прибыль им самим приносили дополнительные пассажиры и багаж, за который взималась отдельная плата. Поэтому на практике экипажу и потенциальным пассажирам приходилось ждать два-три часа, пока автобус заполнится полностью. Господин Ким рассказал, что он, часто бывая по делам других своих предприятий в Китае, с некоторым удивлением наблюдал за деятельностью китайских автоперевозчиков, которые с точностью соблюдают расписание, при этом отправляя в рейсы даже полупустые автобусы. Северокорейские частные перевозчики такого себе позволить не могут.

Господин Ким отдал свои автобусы на откуп экипажам, но и сам он работал со своей крышей по похожей схеме. Регулярно господин Ким отправлялся в штаб-квартиру той государственной внешнеторговой организации, на балансе которой формально числились его автобусы. Организация не интересовалась тем, как эти автобусы использовались, однако там ждали, что господин Ким будет ежегодно передавать им 20 тысяч долларов США, то есть примерно столько, во сколько обошлась сама закупка транспортных средств.

Впрочем, сам господин Ким не жаловался: несмотря на все расходы, автобусная компания, которая являлась лишь одним из его нескольких предприятий, приносила ему примерно 15–20 тысяч долларов чистой прибыли ежегодно. По северокорейским меркам, это вполне существенные деньги, позволяющие семье жить в роскоши, особо ни о чем не заботясь. Впрочем, у господина Кима, как уже говорилось, были и другие предприятия, которые приносили сравнимые с автопредприятием доходы.

Деятельность этого автопредприятия описывается в прошедшем времени по одной простой причине: в 2009 году господин Ким заметил, что ситуация на рынке стала ухудшаться, так как в связи с увеличением количества автоперевозчиков возросла конкуренция. К тому же его автобусы стали приходить в негодность и их водители начали жаловаться на то, что им все труднее зарабатывать деньги и выплачивать господину Киму установленную дань. В этой обстановке господин Ким сделал то, что, наверное, сделали бы многие предприниматели: он продал компанию. Автобусы, у которых остались прежние водители, продолжали работать, но уже под контролем другого предпринимателя, который продолжает (насколько я знаю) возить дань в штаб-квартиру внешнеторговой компании, якобы владеющей автобусами (возможно, впрочем, что он купил новые машины). Ну а господин Ким тем временем начал новое дело, которое приносит ему вполне удовлетворительный доход.

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.

Translate »