П. Г. Тин. К истории театрального и эстрадного искусства Узбекистана

Новый рисунок

Перед вами уникальная фотография из архива Виктора Ана. Председатели колхозов Узбекистана Ким Пен Хва “Полярная звезда” (в центре второго ряда) и Цой С. “Северный маяк” (первый справа во втором ряду) со своими коллегами из Казахстана – второй справа Герой Соц Труда Шин Хен Мун, – сфотографированы вместе с корейскими деятелями культуры Казахстана (сидят в первом ряду) – слева Тхай Дян Чун (актер, драматург, глав реж, заслуженный деятель искуств), справа легендарный директор Корейского театра Тё Дён Гу. К великому сожалению, остальные пока неизвестны.  Надеюсь, с появлением в сети этой фотографии мы узнаем их имена.

Говорить и точно указывать географическую принадлежность деятелей культуры, на мой взгляд, некорректно, – культура корё сарам объединяла всех корейцев, живущих в СССР. Фотография наводит на размышления об экономической поддержке культуры и ее деятелей колхозными силами. В подтверждении чего, в архивных материалах по к-зу им. Свердлова (Синёндон) встречал бюджетные расходы колхоза по содержанию театральных артистов, приезжавших на гастроли.

В дополнение к фотографии даю замечательный текст об истории театрального и эстрадного искусства Узбекистана П. Г. Тин, из книги “10 лет спустя”, Ташкент, 2000 г.

К истории театрального и эстрадного искусства Узбекистана

Истоки корейского театрального искусства восходят к первобытным синкретическим религиозным культам и обрядам. В третьем веке до нашей эры на корейском полуострове были распространены хоровые песни и пляски, связанные с сезонными полевыми работами. Позднее возникли празднества в честь божеств, заклинания злых духов, имевшие театрализованные элементы. Возникновение корейского музыкального театра Чхангык связано с древним искусством сказителей, которые под аккомпанемент барабана исполняли сказы-пхансори.

В средние века в Корее были распространены танцы в масках, из которых развился театр масок, национальный балет, кукольный театр и большие комедийные представления. Эти народные зрелища имели сатирическую направленность. В них средствами традиционной пантомимической буффонады высмеивались буддийские монахи, местные феодалы и чиновники. Представления сопровождались оркестром народных инструментов. Для каждого вида театрального искусства существовали установленные традицией формы и персонажи. В период позднего средневековья возник разговорный театр (хвагык), который тесно соприкасался с искусством сказителей, чьи сказы заменяли простому народу книги.

В конце 19 начале 20 веков музыкальные пьесы разыгрывались небольшими бродячими труппами. В начале 20 века, после аннексии Кореи Японией, когда корейский народ боролся за свою независимость, началось собственно развитие театрального искусства. Возникли профессиональные театры «Вонгакса» ( 1901 год), «Кванмудэ» (1912 год) и другие, в которых национальные традиции сочетались с европейскими. На основе народных преданий и классических повестей писались популярные пьесы «Сказание о Сим Чхон», «Сказание о Чхун Хян» и другие.

Начало национально-освободительно движения в Корее в 1919 году определило бурный подъем национальной культуры. В 1923 году передовые корейские писатели организовали общество «Искра», в котором была создана театральная секция писателей ( КАПП), куда вошли и театральные деятели. Повсеместно создавались профессиональные и любительские театральные коллективы: театр «Красные муравьи», массовый театр «Новое искусство». Эти коллективы ставили инсценировки корейской классической литературы, пьесы современных корейских драматургов Сон Ена, Нам ГунМана и классическую русскую драматургию, в том числе пьесы Островского, Толстого, Чехова, Горького.

В 1931 году драматическая секция КАПП начала издавать журнал «Движение за драму». Одновременно в эти же годы создается музыкально-драматический театр в Приморье в г. Владивостоке ( 1932 г.) на основе местных клубных драматических кружков под названием «Дальневосточный краевой корейский театр».

Когда в Корее в 1935 году японцы разогнали Корейскую Ассоциацию пролетарских писателей (КАПП), закрыли корейские театры, разрешая корейским актерам выступать только с японским репертуаром, под японскими фамилиями и на японском языке, коллектив, созданный во Владивостоке способствовал развитию национальной драматургии. В этот период были созданы такие пьесы, как « Межа» о коллективизации (драматург ТхайДянЧун), «Рабы» о борьбе крестьян в феодальной Корее (ЦайЕн), его же инсценировка «Сказание о девушке Сим Чен», «Факел Тян Фен Дона» (драматург Ен Сен Нен) и другие.

1937 год. Осень. Корейцы были депортированы с Дальнего Востока в Среднюю Азию. Корейский театр был перебазирован в г. Кзыл-Орда. В то же самое время в г.Гурлене Хорезмской области силами корейцев-переселенцев был организован корейский музыкально-драматический театр, где были осуществлены постановки « Сказание о верности ЧхунХян», «Сказание о девушке Сим Чен», «Близнецы», «Обжора». Инициаторами постановок были Дин У, Кин Ги Чер, Ким Виктор.

Наряду с постановкой пьес театр занимался и концертной деятельностью. В этих концертах принимали участие музыканты и те же артисты драматического жанра с песенным и танцевальным репертуаром. Эти концерты проходили на всех праздничных площадках, а также как выступление агитбригад перед сельскими тружениками.

1940 год. Несмотря на трудное время в Ташкентской области, в колхозе им. С.Кирова, был организован областной музыкальный драматический театр, который просуществовал ровно 10 лет. В репертуаре коллектива наряду с классическими произведениями « Чхун Хян Ден», «Сим Чен Ден» ставились произведения и современных местных авторов – драматурга и режиссера Ким ХяУна « Северо-восточная магистраль» о борьбе корейских рабочих насильственно пригнанных на строительство железной дороги японскими колонизаторами, Ен Сен Нена «Ден Ай», узбекского автора А. Каххара «Шелковое сюзане» об освоении целины Янгиера. Это было время тяжелых испытаний, время Великой Отечественной войны. В репертуаре театра появились новые постановки советских авторов Федора Кнорре «Встреча в темноте», «За тех, кто в море», «Разлом» Бориса Лавренева, «Доходное место» Островского,« Хон Бом До» ТхайДянЧуна, «ХынБу и НолБу» по народному корейскому фольклору.

Теперь уже театр подошёл к тому порогу, когда назрела необходимость создать нечто новое… При театре был организован джаз-оркестр, в состав которого вошло новое поколение музыкантов, певцов и танцоров. В оркестре насчитывалось до 20 артистов: музыкантов, таких как Ли Николай Хоенович (пожалуй, один из лучших скрипачей среди корейцев того времени), Ким Чан Хен, Лян В., Ли Н. и других, эстрадных солистов вокала (Ольга Когай, Александр Тен), танцоров – Николай Югай, Геннадий Ли и Ли Ан Сек (аншлаговым номером дуэта Геннадия Ли и Ли Ан Сека был «степ»). У истоков эстрадного коллектива стояли Ким Григорий Петрович, впоследствии окончивший режиссерский факультет Театрального института, Пак Ен Дин, вошедший в историю как один из лучших композиторов Узбекистана, Ким Ир – композитор, автор очень популярной песни «Сладкое сновидение девушки» на слова Дин У.

Рост профессионализма корейских артистов был отмечен не только зрительскими симпатиями, но и правительственными наградами. Одними из первых удостоенных звания заслуженных артистов Узбекской ССР стали Ли Ген Хи (драматический жанр), Ольга Когай (эстрадный жанр).

Этот период был одним из самых плодотворных в развитии корейского эстрадного искусства.

Позже на базе корейских колхозов Узбекистана появилось множество музыкальных самодеятельных коллективов. Одним из ярких примеров был художественный коллектив колхоза Димитрово Нижне-Чирчикского района. В колхозе «Полярная звезда» был организован народный драматический театр. Получил широкую известность самодеятельный художественный коллектив колхоза «Северный маяк».

В 1950 году Ташкентский областной корейский музыкально-драматический театр объединился с Казахстанским областным музыкально-драматическим театром. Это объединение не прошло безболезненно. Некоторые артисты уволились из театра и уехали на Сахалин, где организовали свой театр. Часть артистов уехала в Казахстан, в том числе Тин Чан Бем, Ли Ён Су, Ким Виктор, Тен Николай, Ли Ген Хи. В их числе были известный драматург и поэт Ен Сен Нен и популярнейшая среди корейцев певица Пак Екатерина, исполнительница песен известных композиторов Пак Ен Дина и Ким Ира. Пак Екатерина, Ен Сен Нен и Ким ХяУн (Владимир) в 40-е годы выпустили первые грампластинки на корейском языке.

В 195 5 году на актерском факультете Ташкентского театрально института было создано корейское отделение, выпускниками которого стали Ким Никифор, Ким Владимир, Сон Ольга, Пак Софья, Ким Лидия, Ли Вера, Ким Алла, Тен Анатолий, Мун Александр, Хан Николай, Лим Роза, Пак Василий, Ким Иосиф. По окончании все они влились как новое пополнение в коллектив Казахстанского музыкально-драматического театра, который в тот период базировался в г. Кзыл-Орда.

В 60-е годы в Узбекистане насчитывалось десятки самодеятельных художественных коллективов. Если говорить о профессиональных коллективах, то была попытка создать такой эстрадный ансамбль при Театре эстрады, организаторами которого были Пак Ен Дин и Ли Николай Хоенович. Ансамбль состоял из четырех-пяти музыкантов ( в основном некорейской национальности) солистов Ким Хон Нюра из Сахалина, Марии Ким, Павла Ким, танцовщицы Ван Юланы и танцора Ги Ян Дмитрия. Коллектив просуществовал два года, а затем распался.

В 1969 году решением Бюро ЦККП Узбекистана от 19.07. 1969г. (по инициативе Пак Ен Дина и автора этих строк) был создан корейский ансамбль песни и танца при Узгосфилармонии. Были проведены конкурсы наиболее одаренных артистов с целью отбора кадров в новый коллектив. Затем репетиции, заказ костюмов, оформление сцен, аранжировки, то есть повседневные будни творческого коллектива.

В феврале 1970 года была закончена и сдана программа номеров. Прием программы осуществляла комиссия из Москвы в рамках смотра-конкурса в связи со 100-летием рождения В.И. Ленина. В этом же году ансамбль представил свою программу на всесоюзный конкурс, где из числа 18 творческих коллективов он стал лауреатом и был удостоен диплома 1 степени. В состав ансамбля входили Пак Ен Дин – художественный руководитель, Тин П. – режиссер и ведущий, музыканты -Геннадий Ким, Леонид Ким, Марк Ли, солисты – Софья Тен, Георгий Эм, артисты балета – Людмила Пак, Римма Ни, Эмилия Ли, Изольда Ким, Мира Дин, Людмила Джен, Тамара Ким, Ольга Дюгай, ведущая и солистка – Ли Ден Хи.

Начиная со второй концертной программы ансамбль стал выступать под названием «Каягым». Это была не просто дань национальному корейскому колориту. В ансамбле впервые в СССР был введен корейский традиционный инструмент каягым. Поскольку специалистов игры на этом инструменте не было, с помощью педагога Ли Николая Давыдовича каягым осваивался по учебнику.

Именно в «Каягыме» получили путевку в жизнь многие известные артисты корейской эстрады.

П. Г. Тин – руководитель корейского эстрадного коллектива «Чен – Чун»

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.

Translate »