Пак Сэнгван звезда корейской полихромной живописи

Пак Сэнгван как художник выбрал беспрецедентный путь в ту эпоху, когда в искусстве появились новые, незнакомые западные жанры живописи, а страна переживала боль и хаос колониального правления. Будучи главным представителем корейской восточной живописи XX века, этот художник сумел показать в своих работах нравственную сущность, которой проникнут оригинальный корейский дух творчества, и образы традиционной корейской живописи.

"Императрица Мёсонхванху" Бумага, краски. 330х200 см. 1984 г. С наступлением 1980 гг. произведения Пак Сэгвана обрели уникальный стиль, основанный на интересе художника к буддизму, шаманизму и историческим персонажам.

“Императрица Мёсонхванху” Бумага, краски. 330х200 см. 1984 г. С наступлением 1980 гг. произведения Пак Сэгвана обрели уникальный стиль, основанный на интересе художника к буддизму, шаманизму и историческим персонажам.

Пак Ёнтхэк, профессор Университета Кёнги,
критик изобразительного искусства

В XX веке, практически сразу после того как Корея познакомилась с западной живописью, она попала под гнёт японского колониального правления. Подвергнутые насильственной модернизации, корейские художники были вынуждены начать заново писать историю корейской живописи, которая должна была отличаться от искусства, продолжающего исконную корейскую традицию. В тот период корейские деятели искусств погрузились в размышления по поводу поиска самостоятельного, независимого пути в ситуации, когда мир традиционной живописи столкнулся с западным искусством, и ради достижения этой цели стали изучать «национальное искусство». Однако этот процесс в то же время породил такие явления, как, с одной стороны, игнорирование и пренебрежение традиционной живописью, а с другой — слепое обожание и безусловное принятие западного изобразительного искусства. В своём стремлении имитировать западную живопись такие художники растеряли религиозную магию и духовность мифов, существовавшие в традиционной корейской живописи на протяжении нескольких тысячелетий её истории. Тем не менее, трудно отрицать, что в то время этот путь стал наиболее изъезженной колеёй в корейском изобразительном искусстве нового и новейшего времени. Однако были и те, кто посреди этого хаоса предпочёл следовать своим собственным, оригинальным путём. И самым наглядным примером такой судьбы первопроходца является творческий путь Пак Сэнгвана (1904—1985).

Обучение в Японии как закладка фундамента будущего художественного стиля

Будущий художник родился в семье среднего достатка в аграрной деревне в Чинчжу провинции Кёнсаннам-до (Южная Кёнсан). Уже в возрасте десяти с небольшим лет Пак Сэнгван начал изучать китайские классические произведения в местном «содане» (сельская средняя школа), после чего получил образование нового образца в основной школе Чинчжу-чэиль и в аграрной школе Чинчжу. В 1920 году он перебрался в Японию, где начал изучать изобразительное искусство. В 1923 году молодой кореец поступил в Киотскую муниципальную школу живописи, скорее всего, в качестве подмастерья, а не официального слушателя, и в течение двух лет учился у таких мастеров киотской ветви японской живописи, как лидер этого направления Такэути Сэйхо (1864—1942), а также Мураками Кагаку (1888—1939) и Цутида Бакусэн (1887—1936).

В те годы в Японии был период так называемой «демократии Тайсё» (1912—1926), когда в результате активных обменов с западной цивилизацией во всех сферах культуры происходили бурные изменения. В этой атмосфере художники Киото стали предпринимать разнообразные попытки обновления традиционной японской живописи, в результате чего это время, став периодом расцвета самых разных школ и направлений, вошло в историю японского искусства как «суматошный» период, период «шума и толкотни». Естественно предположить, что подобная атмосфера оказала значительное влияние на Пак Сэнгвана. Последовательно придерживаясь принципов рисования с натуры, усвоенных во время учёбы, художник развивал свой талант, стараясь точно передавать в своих рисунках форму и структуру объектов, и оттачивал свою технику рисунка. Что касается цвета, то здесь Пак Сэнгван продолжил традицию «северной школы» китайской живописи, особенностью которой было использование яркой и мощной цветовой гаммы. Так будущий мастер продолжал закладывать фундамент своего собственного стиля полихромной живописи.

В 1926 году, после окончания курса обучения в Киото, Пак Сэнгван отправился в Токио. Там 22-летний кореец стал учеником Отиая Рофу (Ochiai Rofu (落合朗風, 1896—1937). Новый учитель, будучи неангажированным, политически независимым художником, был лидером так называемой «нео-нихонга» — новой японской живописи гиперреалистического направления. В своих работах он, придерживаясь принципов плоскостной живописи, создавал ощущение перспективы посредством светлых прозрачных цветов. В Токио Пак Сэнгван работал в Институте изобразительного искусства Мейро и экспонировал свои работы на различных выставках, в то числе на Художественной выставке Мейро. В этот период активной творческой деятельности художник начал выставляться и на родине. В частности, в 1930 году его работа «Рисунок», пройдя конкурсный отбор, была выставлена на 9-й Художественной выставке Кореи в секции «Западная живопись», а в следующем году уже другая работа художника, «Огород», повторив успех, была отобрана для экспонирования в секции «Восточная живопись». Как мы видим, в тот период Пак Сэнгван свободно пересекал границы западной и восточной живописи в обе стороны. Однако подобное жанровое разделение для него не имело особого смысла. В те годы художник в основном писал реалистичные декоративные картины в мягкой цветовой гамме.

Восток, который не ограничивается Кореей и Японией

В январе 1945 года Пак Сэнгван после 25 лет, проведённых в Японии, вернулся в Корею, уже будучи человеком среднего возраста, отцом двух сыновей. Но его жизнь на родине складывалась весьма и весьма непросто. В 1974 году художник снова вернулся в Японию и стал работать в Токио. В качестве причины, побудившей его снова перебраться в Японию, Пак Сэнгван называл желание «проверить самого себя»: «Я хотел бы выражать всем телом Восток, а не Японию. И я рисую, одержимый подобным стремлением. Я пытаюсь заниматься восточной живописью, в которой содержится дух Азии, не ограниченный определённой страной, будь то Корея или Япония. Просто так вышло, что я выражаю это при помощи японской живописи».

В 1975 году только в Токио состоялось три персональных выставки корейского художника, а ещё по одной прошло в Осаке и в Нагое. Целью подобных усилий Пак Сэнгвана было желание подготовить прочную экономическую базу для длительного пребывания в Японии, но, судя по всему, продажа работ прошла не очень успешно. В конечном итоге в 1977 году художнику пришлось свернуть своё пребывание в Токио и окончательно вернуться на родину. И это произошло после того, как Пак Сэнгван уже прожил большую часть своей жизни в Японии. Это тоже стало причиной того, что для корейского мира искусства художник оставался аутсайдером.

После Освобождения в 1945 году художники, работающие в жанре восточной живописи, с целью ликвидации пережитков японского колониализма стали отворачиваться от полихромной живописи. Дело в том, что в период японского колониального правления полихромная живопись в японском стиле широко распространилась, и значительное число художников попало под её влияние. И хотя намерение добиться полного отчуждения полихромной живописи, выдвинув в качестве альтернативы живопись тушью как продолжение традиции «мунинхва» (живописи учёных-литераторов), было абсурдным, в этой атмосфере Пак Сэнгван как художник, находящийся под сильным влиянием японской живописи, занимающийся полихромной живописью и к тому же не очень известный в стране, оказался практически вне жизни корейских художественных кругов. Однако по иронии судьбы именно чувство отчуждённости и одиночество стали решающими мотивами, позволившими художнику создать произведения, в которых в полной мере проявилась его яркая индивидуальность.

По возвращении на родину Пак Сэнгван провел орстаток жизни в одиночестве, всецело посвятив себя любимому делу.

По возвращении на родину Пак Сэнгван провел орстаток жизни в одиночестве, всецело посвятив себя любимому делу.

Линии и цвета, возродившие силу и ценность традиционной корейской живописи

С наступлением 1980-х годов Пак Сэгван стал демонстрировать свой уникальный стиль живописи, основанный на его интересе к буддизму, шаманизму, изображениям исторических персонажей и их изучении. То, что, преследуя свою собственную цель, состоящую в создании «современной вариации истинно корейской эстетики», художник стал использовать мотивы, обнаруженные им в народной и буддийской живописи, а также в образцах древнего изобразительного искусства, вероятно, до некоторой степени связано с общей атмосферой, царящей в то время в мире корейского искусства. Начиная со второй половины 1970-х годов, по мере того как стала всё более рельефно проявляться проблема наследования традиции в корейском изобразительном искусстве, интерес к народной живописи, а также к буддийскому и шаманскому искусству, достиг своей высшей точки. Очевидно, что Пак Сэнгван тоже был подвержен общей тенденции, а его живописные приёмы, в которых он был верен реалистичному способу выражения при помощи яркой цветовой палитры, серьёзно облегчили художнику задачу по адаптации в творчестве мотивов народной и религиозной живописи.

Пак Сэнгван, выделив растворённые в корейской народной живописи цвета, мощь сюжетов и смелость пропорций и вооружившись присущей ей деликатной гармонией содержащегося послания и композицией, сумел создать образцы совершенной живописи, что до него не удавались никому. Черпая вдохновение в шаманской и буддийской живописи, он заимствовал характерные для них первобытные способы выражения, такие как яркие цвета и жирные линии контуров, и тем самым наполнил свои картины магической силой. Но, вероятно, самое главное достижение художника состоит в том, что он, соединив в своих работах шаманизм с буддизмом и народными верованиями, создал яркое созвездие образов. В частности, шаманизм, к которому художник испытывал глубокий интерес и который он изучал, связан со слоями жизни, прочно сплетёнными с народным подсознанием.

"Шаманка". Бумага, краски. 136х136 см. 1981 г. Черпая вдохновение в шаманской и буддисткой живописи, художник заимствовал характерные для них первобытные способы выражения, такие как яркие цвета и жирные линии контуров и, тем самым, наполнил  свои картины магической силой.

“Шаманка”. Бумага, краски. 136х136 см. 1981 г. Черпая вдохновение в шаманской и буддисткой живописи, художник заимствовал характерные для них первобытные способы выражения, такие как яркие цвета и жирные линии контуров и, тем самым, наполнил свои картины магической силой.

Произведения Пак Сэнгвана представляют собой набор фрагментов изображения, расположенных в случайном порядке, или сжатый, деформированный образ. В своих работах, в которых художник как будто освободился от законов перспективы благодаря мощной декоративности, он работал с наложением плоскостей. В то время как в западной живописи законы перспективы являются отражением антропоцентрического взгляда на мир и представляют собой механизм, придуманный для того, чтобы преодолеть двухмерность плоскости, создав иллюзию трёхмерного пространства, в восточной живописи, уважая двухмерность плоскости как изначальное условие для создания живописи, считали важным создать на ней изображение, которое будет стимулировать духовную энергию человека. И, следуя этой традиции, Пак Сэнгван свободно размещал на отличающейся крайней декоративностью плоской поверхности объекты, выходящие за рамки времени и пространства. На первый взгляд его работы могут выглядеть как картины, написанные неумелой детской рукой, но на самом деле в них содержится самобытный авторский мир художника. В частности, оранжевые линии, используя которые Пак Сэнгван объединяет в единое целое разнородные образы, создавая динамичное пространство, являются составляющей его уникального творческого стиля.

Пак Сэнгван, не рассматривая традицию лишь как источник сюжетов для своего творчества, продолжал создавать картины, в которых стремился возродить её подлинный дух и смысл, равно как и магический характер образов. Считается, что именно он возродил ценность корейской народной, шаманской и буддийской живописи. Другими словами, благодаря произведениям мастера мы заново открыли для себя давно забытую мощь, содержание и предназначение корейской национальной живописи.

Несмотря на долгие годы, проведённые в бедности и одиночестве, художник упорно продолжал выстраивать свой собственный мир искусства. Все его монументальные шедевры корейского современного искусства были созданы в 1980-е годы. Полихромная живопись Пак Сэнгвана с её яркими, как будто танцующими на поверхности холста, яркими цветами, в которой художник соединил мотивы и узоры, свободно заимствованные из буддийской, народной и шаманской живописи, стали для корейского искусства истинным, не имеющим прецедентов благословением. Тогдашние художественные круги Кореи, которые, если и занимались полихромной живописью, то ограничивались механическим воспроизведением бесконечных портретов красавиц и изображений цветов, были глубоко потрясены работами Пак Сэнгвана. Впоследствии многие художники стали обращаться в своём творчестве к картинам мастера, и в результате этого во второй половине 1980-х годов корейский мир восточной живописи сделал шаг вперёд, отойдя от живописи тушью на традиционные сюжеты.

Пак Сэнгван многих удивил количеством работ, которые он создал накануне своего восьмидесятилетия. Но в 82 года художник умер от рака гортани. Вызывает глубокое сожаление то, что смерть внезапно забрала мастера как раз тогда, когда он мог бы наконец насладиться плодами своих усилий. Однако даже тех произведений, которые он создал за короткий период времени, оказалось более чем достаточно, чтобы зажечь звезду по имени Пак Сэнгван на небосводе корейской полихромной живописи.

Источник: KOREANA – https://ebook.kf.or.kr/contentsPdf.jsp?book_id=1621

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.

Translate »