Пэкче: в поисках следов потерянного королевства. Пэкчесцы в Японии

Пэкче, заимствуя достижения процветающей китайской цивилизации, повышало тем самым уровень своей культуры, развивая её самобытность, после чего делилось культурными достижениями с соседними странами. В рамках этой культурной дипломатии, в частности с Японией, Пэкче сосуществовало по принципу взаимодополнения, передавая ей достижения цивилизации и технологии в обмен на военную помощь. В Японии и сейчас остаётся много следов тесных обменов того времени.

Ха Чжонмун, профессор отделения японоведения
Университета Хансин
Ан Хонбом, фотограф

Скульптура бодхисатвы Авалокитешвара, известная как Кудара Каннон, или Каннон Пэкче, находится в зале Дайходзоин храма Хорюдзи. Первая половина VII в. 209 см. Статуя с её необычной мандорлой, её изящной фигурой, плавной линией её плеч, мягким изгибом талии и утончённой улыбкой является образцом буддийской скульптуры эпохи Пэкче.

4 октября 663 года. Устье реки Кым-ган. Сегодня случится последняя, решающая битва, в которой на кону стоит судьба Пэкче, существовавшего в течении 7 веков. В 660 году столица Пуё пала, и король Ыйчжа сдался, но не все сторонники движения за возрождение Пэкче сложили оружие. Повстанцы запросили подкрепление у соседней Японии. Вследствие чего Япония прислала в два этапа более 40 тысяч солдат.

Армия Пэкче и Японии и объединённые войска Силлы и династии Тан в течение двух дней вели ожесточённые бои на море и на суше. Это противостояние вполне заслуживало называться крупнейшей международной войной древней Восточной Азии. В итоге объединённая армия Силлы и Китая одержала великую победу. Пэкче, будучи культурной державой, гордилось своими исключительными способностями к дипломатии, но не смогло избежать печальной участи. В каком-то смысле военная помощь Японии стала последним эпизодом, красноречиво свидетельствующем о выдающейся «международности» Пэкче.

После падения Пэкче тесные отношения с Японией продолжались. Согласно генеалогическому справочнику «Синсэн Сёдзироку» («Новое уложение семей и родов»), составленному по приказу императора Японии и завершённому в 815 году, одну треть знатных японских кланов составляли иммигранты, при этом большинство из них были родом из Пэкче. Иначе говоря, древняя Япония благодаря обменам с Пэкче развивала свою культуру и укрепляла основы государственности, более того — в начале IX века треть японской знати составляли потомки переселенцев из Пэкче.

Три этапа массового переселения 

Пэкчесцы трижды массово переправлялись через Корейский пролив. Первый этап переселения был вызван продолжающимися войнами между Пэкче и Когурё во второй половине IV века. Пэкче неоднократно предпринимало попытки завязать отношения с Японией ради усиления своей обороноспособности, в частности послало в Японию двух своих учёных, Ачжикки и Ванина.

Храм Кудара-дзиндзя в г. Хираката (префектура Осака) является семейным храмом пэкческих королей. После того как члены королевской семьи Пэкче перебрались в VII в. на юг Осаки, в VIII в. их потомки осели в Хиракате, где построили вместе с этим храмом также храм Кударадзи, т.е. храм Пэкче, в котором хранили поминальные таблички пэкческих королей, однако оба эти храма были уничтожены огнём пожара. Современный Кудара-дзиндзя был заново отстроен в 2002 г.

Сначала Ачжикки, перебравшись на острова с двумя лошадьми, занялся обучением японцев искусству верховой езды, после чего, будучи знатоком сутр, стал наставником наследного принца. Доктор Ванин, последовавший за ним по приглашению японской стороны, по рекомендации Ачжикки стал обучать японцев вэньяню. Именно Ванин, которого японцы называли Вани, познакомил их с «Цянь цзы вэнь» («Тысячесловие», или «Текст из тысячи иероглифов») и «Беседами и суждениями» Конфуция. Потомки Ван Ина из поколения в поколения служили при дворе, заведуя составлением документов, финансами и ведением счетов, и оставили глубокий след на Японских островах.

В 475 году Пэкче сдало свою столицу Виресон (Хансон) усилившемуся Когурё и перенесло столицу на юг, в Кончжу, и с этим периодом связан второй этап массового переселения. Из-за угрозы Когурё союзнические отношения между Пэкче и Японией стали ещё теснее, и Пэкче в качестве платы за военную помощь посылало в соседнюю страну много специалистов. В частности, времена правления королей Мурёна (годы правления 501—523) и Сона (годы правления 525—554) стали периодом активных обменов с Японией. В Японию, принявшую буддизм, отправлялись группы специалистов, владеющих новыми технологиями и научными знаниями, главным образом мастера, связанные с буддизмом. Благодаря их активной деятельности в Японии осуществлялся переход от родоплеменных отношений к государственности, а в эпоху Асука там пышно расцвела буддийская культура. Интересно, что мать императора Камму, который в конце VIII века перенёс столицу в Киото, с чего и началась эпоха Хэйан, была потомком пэкческого короля Мурёна. В 2001 году об этом публично упомянул император Акихито, чем вызвал немало пересудов.

После падения Пэкче члены королевской семьи и представители правящего класса снова массово отправились в Японию в поисках нового дома. Согласно записям за 663 год в летописях «Нихон сёки», они садились на отплывающие японские суда, с горечью выкрикивая:

«Сегодня исчезло имя Пэкче. Сможем ли мы когда-нибудь вернуться в места, где покоятся наши предки?» Только по историческим данным их число превысило 3 тысячи человек, при этом среди них было более 60 высокопоставленных чиновников. Они оставили своё имя в истории, действуя в качестве ключевых правительственных чиновников в период, когда в Японии стало по-настоящему формироваться государство с централизованной властью (вторая половина VII века).

Учёный Ванин, перебравшийся в Японию в середине IV века и познакомивший японцев с “Беседами и суждениями” Конфуция и “Тысячесловием”, внёс огромный вклад в формирование древней культуры Японии. Он был похоронен на японской земле. Его могила в городе Хироката (префектура Осака) объявлена историческим памятником префектуры. Надпись на надгробном камне гласит: “Могила доктора Ванина”.

Пэкческий буддизм и культура Асука

Три государства Корейского полуострова, получив в переводе на вэньянь буддизм из Китая, сумели добиться идеологического объединения, усиления королевской власти и развития культуры. То же самое происходило и в Японии. Согласно историческим хроникам династии Суй, Япония обрела письменность только после того, как получила от Пэкче буддийские сутры. Пэкческий король Сон в середине VI века впервые передал в Японию статуи Будды и буддийские сутры, а впоследствии, вплоть до закрепления буддизма, щедро поставлял людские ресурсы. Для строительства самого древнего в Японии храма Асукадера он послал не только монахов, но и архитекторов и художников.

Рассказывается, что, когда строительство храма было завершено, более ста политических деятелей того времени, надев пэкческие одежды, праздновали это событие. На раннем этапе буддизм продолжил укрепляться в Японии на основе тесных связей с Пэкче, главным образом в эпоху Асука.
В дипломатическом общении с Японией Пэкче активно использовало вэньянь и буддизм. Не ограничиваясь этим, оно также взяло на себя роль культурного моста между Китаем и Японией. В качестве примера можно взять металлические шпильки, «каран-пинё». Такие шпильки, которые находили в погребениях в Китае после III века, предположительно, были ввезены в Японию через Пэкче. Их часто обнаруживают среди вещей, которые кладут вместе с умершими в могилу, в погребениях выходцев из Пэкче в регионе Кинки (Киото, Осака, окрестности Кобэ). Это значит, что пэкческие переселенцы, обосновавшиеся на Японских островах, познакомили местных жителей с модными аксессуарами Восточной Азии.

Этот мост Пэкче расположен в округе Хигасисумиёси, в южной части города Осака. В этом районе осталось много названий, в которые входит слово “Пэкче”, в частности так называется станция метро и школа. И в наши дни здесь компактно проживает много японцев корейского происхождения.

Улыбка двух Будд

Как уже упоминалось ранее, когда движение за возрождение Пэкче потерпело поражение, оно как реальное государство исчезло, но его культурное наследие получило второе рождение на Японских островах. В Наре, в храме Тодайдзи, сокровищнице буддийской культуры, внесённой в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, повсюду присутствуют следы Пэкче. Человеком, создавшим Дайбуцу, огромную статую Будды, ставшую символом храма, был внук пэкчесцев, перебравшихся в Японию после падения Пэкче. Сверх того, потомки королевской семьи Пэкче, владея золотыми рудниками, пожертвовали золото, необходимое для позолоты Дайбуцу. Иначе говоря, квинтэссенция буддийской культуры, которую оттачивало и шлифовало Пэкче, продолжила своё существование на японской земле.

Среди выходцев из Пэкче было две больших влиятельных группировки. Одна из них, род Ая, обосновалась в регионе Кинай, возле префектур Осака и Нара. Большинство из них были ремесленниками, занимавшимися изготовлением конской упряжи, шёлкоткачеством, гончарным и кузнечным делом. Они осели по окраинам и в самой префектуре Киото, на севере региона Кинай, и из поколения в поколение занимались здесь шелководством, ткачеством, сооружением дамб и др. От этого рода со временем отпочковались разные семьи; говорят, что Цутому Хата, который в 1994 году стал 80-ым премьер-министром Японии, тоже является потомком рода Ая.

Храм Корюдзи, основанный в 603 году, изначально был семейным храмом клана Хата. В этом старинном храме, расположенном на севере Киото, находится шесть статуй Будды, объявленных национальным сокровищем. И главная среди них — это деревянная статуя медитирующего Мироку-босацу (Будды Майтрейя). Эта скульптура, вместившая в себя глубокие размышления о человеческой боли, долгое время зачаровывает многих людей. Немецкий философ Карл Ясперс заметил, что это «совершенное изображение высочайшей степени выражения человеческой природы». Однако в Национальном центральном музее в Сеуле находится похожая на неё, как две капли воды, бронзовая статуя Будды Майтрейя, внесённая под номером 83 в Список национальных сокровищ Кореи. У двух Будд одинаковые улыбки; их также объединяет то, что имя их автора и место создания неизвестны. Учёные по-прежнему спорят, был ли мастер, создавших похожих Будд в двух странах, силласцем или пэкчесцем, но умиротворённая улыбка двух Будд должна была выражать идею спасения не только жителей Пэкче, Силлы или Японии, но всего человечества.

В поисках дыхания пэкчесцев

Фрагменты Пэкче в Японии рассеяны по всему региону Кинки. Прибыв в страну через международный аэропорт Кансай, своего рода ворота в западную Японию, давайте посвятим несколько дней прогулке по следам Пэкче.

Прежде всего следует заглянуть во второй по значимости город Японии — Осаку. Сонгван, сын короля Ыйчжа, после падения Пэкче провёл остаток жизни в Японии, и император дал ему фамильное имя Кудара-но Коникиси, что означает «король Пэкче». Потомки королевской семьи наряду с другими переселенцами обосновались в уезде Пэкче-гун в южной части Осаки, где уже компактно проживали те, кто перебрался через моря. Даже сейчас многие представители корейской диаспоры в Японии живут в районе Икуно-ку, соответствующему этому региону. В окрестностях можно легко найти станцию, мост и начальную школу, в названиях которых упоминается Пэкче.

Во времена правнука Кэйфуку (по-корейски Кёнбок) клан Кудара переместился в город Хираката в северной части Осаки. Именно Кёнбок пожертвовал золото для позолоты статуи Будды в храме Тодайдзи в Наре. Он возвёл в качестве родового храма большой храм, получивший название Кударадзи, т.е. храм Пэкче. Этот храм был уничтожен пожаром, на его месте сейчас разбит парк. Неподалёку находится синтоистский храм короля Пэкче Кудара-дзиндзя, сооружённый примерно тогда же.

Наша следующая остановка — Нара. В Асуке, на юге, находится храм Асукадера, но там непросто почувствовать дыхание пэкчесцев. Дело в том, что вместе с переносом столицы их храм тоже переехал в Нару и обосновался в храме Канкодзи. В эпоху Нара он славился как один из великих храмов наряду с Тодайдзи и Кофукудзи, но позднее пришёл в упадок и в таком виде дошёл до наших дней. Черепице на крыше главного алтарного здания, признанного национальным сокровищем, следует уделить особое внимание: часть её сохранилась с эпохи Асука, а это значит, что её касались руки пэкческих мастеров.

Оставив Канкодзи и осмотрев расположенный неподалёку Тодайдзи, перемещаемся в Хорюдзи. Обширная территория храмового комплекса заполнена бесчисленными сокровищами, но, чтобы почувствовать дыхание Пэкче, не пропустите статую Авалокитешвары Пэкче (Кудара Каннон-босацу). Деревянная скульптура высотой более 2 метров неизменно вызывает восхищение и много веков вдохновляет художников, являясь воплощением эстетического восприятия человеческого тела. В 1997 году Франция и Япония взаимно выставляли произведения искусства уровня национальных сокровищ, и тогда в Лувре искусство Японии представляла и Кудара Каннон-босацу.

Часть черепицы на крышах главного алтарного здания (справа) и здания для изучения дзен-буддизма в храме Канкодзи в Наре сохранилась с эпохи Асука. А это значит, что к ней прикасались руки пэкческих мастеров. Дело в том, что с переносом столицы из Асуки в Нару самый древний японский буддийский храм Асука-дэра, построенный мастерами Пэкче в конце VI в., тоже был перенесён в Нару, где в 718 г. стал храмом Канкодзи.

Известно, что пятиярусная пагода в храме Хорюдзи в Наре была сооружена в то время, когда храм, основанный в 607 г., заново отстроили в начале VIII в. после пожара 670 г. Пагода высотой 32,5 м повторяет архитектуру деревянных пагод Пэкче VII в. 2

Теперь, сев на поезд в Киото, давайте отправимся на север. Говорят, что если не видел храм Киёмидзу-дэра, то, считай, что не был в Киото, а этот храм имеет непосредственное отношение к Пэкче. Саканоуэ Тамурамаро, герой, покоривший регион Тохоку при императоре Камму, также реально руководил строительством Киёмидзу-дэра. Главное алтарное здание, объявленное национальным сокровищем, — это его перестроенный дом. Род Саканоуэ отделился от ранее упомянутого рода Ая. В эпоху, когда родственниками императора по материнской линии были потомки короля Пэкче, они, заняв ключевые военные посты, стояли у истоков эпохи Хэйан и работали во имя нового будущего Японии.
Напоследок, обогнув центр Киото против часовой стрелки, следует заглянуть в храм Корюдзи. Запечатлев в памяти образы буддийских статуй, в том числе деревянное изваяние Будды Авалокитешвары, давайте поразмыслим о радостях и бедах пэкческих переселенцев, которые, познав радость от расцвета буддийской культуры, были вынуждены вкусить горечь поражения после гибели своей страны.

Надежда на будущее

С крушением союза Пэкче и Японии исчезли и тесные связи между Корейским полуостровом и Японским архипелагом. Этот злосчастный разрыв отбросил густую тень и на последующие корейско-японские отношения. В конце XVI века Япония напала на Чосон, причинив огромный человеческий и материальный ущерб, а в 1910 году насильственно колонизировала Корейскую империю. Раны, нанесённые за 35 лет колониализма, до сих полностью не зажили. Каково будущее отношений между Корейским полуостровом и Японским архипелагом? Возможно, если две страны припомнят открытость, дружбу и космополитизм своих предков, живших полторы тысячи лет назад, они смогут немного быстрее найти ответ на этот вопрос.

***

Источник: https://koreana.or.kr

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментариев пока нет, но вы можете оставить первый комментарий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Translate »