Первые корейские семьи Южно-Уссурийского края

Владислав, здравствуй!

Хочу публиковать на сайте «Корё сарам» историю корейских сел. А также списки корейцев, проживавших в те годы. Может быть, найдутся родственники, а то и сами жители этих сел. В дальнейшем хочу построить музей в первом корейском поселении – деревне ТИЗИНХЕ, в котором будет храниться вся информация о первых корейских поселениях. А в остальных деревнях установить для начала таблички с названием села, а также поименным списком жителей до 1937 года. Далее, разработать маршрут по местам первых корейских поселений на границе России, Кореи и Китая. Построить смотровую площадку для туристов. Думаю, что корейская диаспора СНГ поддержит эту идею. Генконсул РК в Приморском крае сказал как-то, что мечта многих корейцев побывать на границе реки Туманган, через которую переходили первые корейские семьи.

Прошу, пусть читатели подскажут, выскажут свое мнение. Для начала буду публиковать по порядку информацию о селах и списки жителей.

Вадим Лигай, Приморский край

Первые корейские семьи  Южно-Уссурийского края

По книге Валентина Пака «Земля вольной надежды»

Приводятся сведения о корейских селениях, которые сформировались к 1913 году.

Адими , Барановка, Брусья, Заречье,  Казакевичево , Корсаковка , Краббе, Красное село, Кроуновка,  Николаевка, Новая деревня, Песчаная, Пуциловка,  Рязановка, Сидими, Синельниково, Сухановка,  Тизинхе, Фаташи, Чапигоу, Янчихе

Село АДИМИ

Селение  образовано,  по  мнению  разных  исследователей,  в  1872  или  1873  году. По-видимому, первые семьи начали обосновываться здесь еще в 1872 году, а большинство переселенцев появилось в 1873 году.

Первые 20 лет, т. е. до 1892 года , село было единым и называлось просто Адими, хотя имело большую территорию.

Наименование населенного пункта произошло от названия реки Адими, в долине которой поселились корейцы. По мнению Ф.Б. Соловьева, название реки имеет аборигенное тунгусо-маньчжурское происхождение.

В 1872 году река Адими была переименована в реку Пойма.

Одно из первых обследований села было произведено в 1878 году чиновником для  дипломатической  переписки  при  генерал-губернаторе  Восточной  Сибири  В. Висленевым. У него было предписание: определить удобства местности, где поселились иммигранты, и налаженность их хозяйственного быта; установить обеспеченность переселенцев всем необходимым и наличие школ. Результаты этого обследования, по распоряжению генерал-губернатора Восточной Сибири Д.Ч. Анучина, были опубликованы в «Сборнике главнейших официальных документов по управлению Восточной Сибирью» в 1884 году, в г. Иркутске. Одно из достоинств этой работы − поименные списки первопоселенцев. По данным В. Висленева, «Корейское селение Адими расположено на реке того же названия; нижняя фанза села отстоит от впадения (устья) р. Адими в Амурский залив на 7.5 верст, верхняя фанза отстоит от нижней на расстоянии 5 верст, вверх по течению р. Адими; остальные фанзы расположены между ними».

По данным В. Висленева, в 1878 году в селении Адими было 46 фанз (домов), число  жителей  составляло  176  чел.,  в  том  числе  мужчин  −  96  чел.,  женщин  −  80  чел., крещеных по православному обряду − 29 чел.

Со временем, селение значительно увеличивалось как по площади, так и по населению. Так, в архивном документе, где приводятся сведения о числе крестьянских дворов в Посьетском участке в 1890 году, в Адими значится 215 дворов.

По-видимому, расширение селения потребовало разделение его на 2 самостоятельных поселка: с 1892 года во всех документах и на официальных картах появились  Верхняя  и  Нижняя  Адими.  Одно  из  первых  описаний  двух  поселков  Адими сделал Н.А. Насекин в 1895 году: «Деревня Адими состоит из двух групп: Верхней и  Нижней<…>.  Нижняя  Адими  начинается  от  устья  р.  Адими  и  тянется  на  4  версты вверх по течению; в ней находятся часовня, школа и пост из 12 человек солдат с унтер-офицером от 10-го Восточно-Сибирского стрелкового батальона<…> Расстояние от последних фанз Нижней Адими до первых Верхней − 1.5 версты, а затем по левому берегу р. Адими на 2 версты тянутся фанзы Верхней Адими. Протяжение всего села с отдельными фанзами достигает до 10 верст, длина же всей долины реки 12 верст».

К  1912  году  Верхняя  и  Нижняя  Адими  стали  крупными  корейскими  селениями, по данным А. Меньщикова, в них проживало, соответственно, 318 и 395 чел. В верхней Адими с 1901 года действовала церковно-приходская школа, построенная и содержащаяся на средства сельского общества, в 1912 году в ней обучались 22 мальчика, преподавателем и законоучителем был в начале Иоанн Ни, затем заведующим и законоучителем стал иеромонах Феодосий, учителями − Василий Лян и М. Сергиенко.

В  Нижней  Адими  находились:  церковно-приходская  (министерская)  школа, церковь, волостное правление и фельдшерский пункт. Нижнеадиминская церковь была построена в 1900 году на средства местных крестьян-корейцев в память принятия их в русское подданство. Храм − каменный, вместительный и благолепный, был освящен в честь Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского и Святой мученицы Царицы Александры.

Школа  в  Нижней  Адими  в  разные  годы  была  министерской  и  церковно-приходской.  Об  истории  школы  был  опубликован  в  1910  году  очерк  миссионера-священника Анания Артошенко во «Владивостокских епархиальных ведомостях».

В этой публикации представлены интересные и важные сведения о причинах появления школы и заинтересованности корейцев в ее развитии.

«Корейцы, переселивщиеся на русскую территорию в начале 1870-х годов и желавшие закрепиться на ней навсегда, в первое же время, при отношениях с русскими, почувствовали необходимость в изучении русской разговорной речи и грамоты.

Сознавая,  что  знание  русского  языка  и  грамоты  можно  получить  только  в  школе, корейцы стали заводить у себя русские школы, в числе коих является и Адиминская, открытая  в  1890  году.  Сначала  эта  школа  была  частного  характера,  и  помещалась в  простой  корейской  фанзе,  весьма  неудобной  для  занятий,  учебников  и  учебных

пособий не было, а учителями состояли корейцы, сами не вполне достаточно знавшие русскую грамоту, с трудом говорившие по-русски и совсем неподготовленные к учительской деятельности, поэтому и обучение в школе велось плохо. Учеников было немного: в 1890 − 1 учебн. г. − 2 мальчика, 1891 − 2 учебн.г. − 8 мальчиков, 1892 − 3 учебн.г. − 15 мальчиков, в 1893 − 4 учебн.г. − 17 мальчиков.

В 1893 году на общественные средства было построено для этой школы новое, более удобное здание и нанят русский учитель Иван Иванович Низковских, окончивший Омскую учительскую семинарию. Этот учитель, прослужив в Адиминской школе шесть лет, много потрудился над ее благоустройством».

Построенное  здание  школы  было  одноэтажным,  деревянным,  на  каменном фундаменте с крышей, покрытой железом. В школе было 5 помещений: класс, учительская, кухня, коридор, прихожая. Обучение в школе велось по программе Министерства народного просвещения, экзамены дети сдавали при Владивостокской гимназии.  Ежегодное  количество  учеников  в  школе:  30−40  мальчиков  и  около  10 девочек.

В 1897 году здание школы было расширено, она стала двухклассной, с разделением учащихся на 4 группы. В одном классе со 2-й, 3-й и 4-й группами занимался дипломированный учитель, в другой − с 1-й группой вел занятия выпускник школы, который готовился стать учителем школы грамоты.

В 1900 году Адиминская сельская школа была передана в ведение Владивостокского епархиального училищного совета, т.е она стала церковно-приходской. Этому  событию  предшествовало  решение  крестьян  Адиминской  волости,  оформленное в виде «Приговора Адиминского волосного схода № 9 от 30 апреля 1900 г.». В нем изложена мотивировка передачи школ Духовному ведомству:

«Наблюдая, что за время нахождения школ в ведении Министерства народного просвещения школы оставались без должного ближайшего надзора и были предоставлены произволу учителей, которые безконтрольны в своих действиях по школе и считают ближайшие волостные и сельские власти настолько некомпетентными, что не допускают их вмешательство в хозяйственный распорядок школ, считаем для себя чуть ли не личным оскорблением позволять поступки весьма нежелательные и вредные для наблюдательных юных умов и сердец наших детей. С другой стороны, надеясь  на  полнейшую  подчиненность  и  контроль  при  заведывании  школами  Духовного ведомства не только в части учебной, но и в наблюдении за нравственной жизнью  учителей  школ  церковно-приходских,  вполне  сочувствуя  таким  приемам и  духовно  желая  расширения  не  только  образования,  но  и  воспитания  наших  детей в духе церкви Христовой и для большого успеха и укрепления в нашем народе православной веры, признавая нужным и воспитание наших дочерей как будущих матерей семейств, единодушно признали необходимым передать все школы, ныне существующие и впредь имеющие быть открытыми в районе нашей волости, в ведение Владивостокского епархиального училищного совета».

С  1900  года  Адиминская  министерская  школа  стала  церковно-приходской.  В этом же году из Янчихинской волости была выделена самостоятельная Адиминская волость, и был учрежден Адиминский миссионерский стан с резиденцией миссионера в деревне Нижняя Адими − все это способствовало росту селения и духовно-культурному развитию корейских переселенцев. В 1906 году, по инициативе Ади-минского  волостного  старшины  П.Н.  Югая,  было  принято  решение  построить новое, более удобное и просторное здание школы. При этом П.Н. Югай предложил в новом здании, кроме обязательных двух классов, открыть еще и третий класс ручного  труда  для  обучения  сапожному,  кузнечному,  слесарному,  столярному,  переплетному  и  другим  ремеслам.  Кроме  того,  было  предложено  открыть  при  школе бухгалтерские курсы.

Новая  школа  была  построена  в  1908  году.  Это  было  двухэтажное  деревянное здание с каменным фундаментом и цоколем, размером 25х17х10 метров, с красивым балконом. В школе размещались: 4 просторных класса, 2 коридора, 2 трехкомнатные  квартиры  для  учителей,  библиотека,  4  кладовых  комнаты.  Школа  отапливалась 17 печами (2 русскими, 15 голландскими). В новой школе обучались ежегодно 70−90 детей. Поступали в школу ученики в возрасте от 8 до 12 лет, а заканчивали ее 16−20-летними.

При школе работали 2 библиотеки: окружная учительская (716 книг) и местная ученическая (256 книг). Кроме того, при школе имелись наглядные пособия: физический кабинет, картины животных и растений, 20 карт по физической географии, 6 анатомических таблиц Фишера, карты всех частей света и полушарий, глобус и лунник, волшебный фонарь (куплен жертвователем за 165 руб.), кинематограф (приобретен Адиминским волостным правлением за 170 руб) и 13 геометрических фигур.

За время существования школы, с 1890 по 1909 год, ее окончили 142 ученика.Многие бывшие школьники нашли применение своим знаниям и навыкам. Молодые  люди,из  числа  окончивших  одноклассную  школу,  служили  приказчиками  в магазинах,  писарями  в  сельских  и  волостных  правлениях,  а  некоторые  работали учителями школ грамоты. Один мальчик после окончания школы поступил в Благо-вещенскую духовную семинарию, а затем закончил Казанский университет (юридический факультет).

Среди  окончивших  двухклассную  Адиминскую  школу  5  юношей  поступили  в Казанскую учительскую семинарию и после ее окончания, учительствовали в местных  церковно-приходских  школах.  Один  выпускник  Адиминской  школы  окончил курс Омской фельдшерской школы и работал фельдшером при Адиминской лаборатории. Несколько выпускников школы, успешно выдержав экзамены на звание учителя, работали преподавателями в местных церковно-приходских школах.

Верхняя и Нижняя Адими перестали существовать в 1937 году в связи с депортацией корейцев.

На месте бывшей корейской деревни Верхняя Адими сейчас находится небольшой поселок Пойма. На месте бывшей Нижней Адими – поселок Ромашка.

Поимённые списки первопереселенцев по данным В. Висленева

АДИМИ

Житель Возраст
Кыони Ким 37
Жена Кимси 33
Сын Пензеги 3
Дочь Кимси 7
Отец Янноги Тен 54
Перлеи Хуан 38
Жена Тенси 38
Дочь Хуанси 17
Зять Чаниги Пак 24
Внучка Пакси 3
Уонсени Дю 57
Сын Сеннеи 17
Невестка Ханси 15
Цейлуги Ли Николай 30
Жена Кимси Анна 28
Сын Номи 5
Брат Мунгуги 53
Сагуги Ли Лука 37
Жена Тенси Акулина 31
Дочь Лисси Мария 9
Дочь Лисси 4
Шунбаги Тен 60
Жена Дисси 30
Янмен Пак 43
Жена Ханси 32
Сын Тинзеги 4
Угуги Хан 19
Жена Пакси 20
Сын Куйнами 3
Сестра Ханси 14
Мануни Хан     49
Жена Пакси 32
Дочь Ханси 7
Дочь Ханси 4
Брат Хеуни 53
Хендеи Ким 45
Жена Дисси 45
Сын Онсони 11
Дочь Кимси 5
Унгири Хуан Михаил   35
Жена Кимси Анна 35
Сын Минсеби 6
Сын Минхои 4
Дочь Хуанси 13
Манзини Тен 21
Жена Хуанси 22
Сын Кунами 4
Шугуни Ди 30
Жена Цасси 30
Киннами Дю 40
Жена Кимси 39
Сын Номи 4
Пангони Пак 47
Жена Дюсси 42
Приемыш Шюнчеи Ким 21
Кенга Ким 52
Жена Пакси 39
Приемыш Кегои 25
Жена его Дюсси 18
Тюнгери Цой 29
Жена Кимси 27
Куануни Хан
Жена Тянси
Кыди Цой 47
Жена Ханси 27
Дочь Цесси 3
Бюсони Тен 25
Жена Пакси 22
Дядя Унгаби 66
Цонмеи Ди 32
Жена Пакси 25
Сын Пуннеби 5
Сын Пунжюни 3
Чунгуги Хан 45
Жена Пакси 35
Кыони Нам 29
Жена Тенси 18
Кеони Ди 35
Конхой Сон 43
Жена Кимси 40
Сын Биптори 4
Чонуги Син 42
Жена Кимси 27
Сын Иккыни 5
Сын Икшеи 2
Коптини Тен Степан 35
Жена Косси Настасья 27
Дочь Тенси 12
Дочь Тенси 9
Дочь Тенси 6
Дочь Тенси 3
Тенгуни Тен 38
Жена Кимси 30
Сын Кунами 6
Дочь Тенси 12
Дочь Тенси 8

 

 

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

комментариев 5

  • Радион Тегай/Пан:

    Мои родители родились в1925 году в Приморском крае. В документах было указано с. Пикет Посьетского района. По их воспоминаниям они жили на берегу реки которая была границей между Кореей и Россией. Наверное это была маленькая речка, потому что отец вспоминал как по утрам было слышно как поют петухи на корейской стороне. В списке населенных пунктов где жили переселенцы этого села почему то нет.

  • Anna:

    Мой отец Ким Алексей родился в 1927 г в поселке Юдилдон Шкотовского района. Его отца звали Ким Хо Бон. Их уже нет на этом свете. Знаю, что мама отца умерла, когда ему было 9 лет, он всю жизнь с болью помнил, что он рос сиротой.

    • Олег:

      Все Советские корейцы ( Коре-Сарам) – имеют своих предков ( выходцев) из Северной части Корейского полуострова ( нынешняя территория КНДР), так что ищите своих ближайших родственников в КНДР

  • Татьяна:

    Моя мамочка родилась в бухте Анна, в 1930 году!Ее маму звали Пак Хен Сен, отца Сон Бон Чер. Может кто-то вспомнит?

    • Олег:

      Все Советские корейцы ( кроме Сахалинских – которые родом из Южной части Кореи) имеют своих Предков ( выходцев) из Северной части Кореи ( нынешняя территория КНДР), так что ищите своих ближайших родственников в КНДР ( сделайте запрос в посольство КНДР – и они вам помогут узнать из какого конкретно места ( провинции) ваши предки переселились из Северной части Кореи – на территорию Росс Империи ( или в СССР)

Translate »