Полвека в строю педагогов

МИНБАЕВА (КИМ) Изольда Николаевна, Кандидат педагогических наук Отличник просвещения Узбекской ССР

МИНБАЕВА (КИМ) Изольда Николаевна,
Кандидат педагогических наук
Отличник просвещения Узбекской ССР

В ноябре 2012 года в Ташкенте состоялась международная конференция «Корейцы Узбекистана: достижения, проблемы, перспективы развития», посвященная 75-летию проживания корейцев в Узбекистане. Среди многих докладчиков была и Изольда Николаевна, которая выступила с докладом на тему «Содружество Узбекистана и Республики Корея». Казалось бы, рядовой доклад, но она шла к нему много десятилетий. И надо было, чтобы все случилось так, как случилось: Узбекистан обрел независимость, и завязал тесные экономические и культурные связи с Республикой Корея. И чтобы сам автор оказался, как говорится, в нужном месте и в нужное время. А жизнь побросала ее из одного конца необъятного тогда Союза в другой конец. Впрочем, расскажем обо всем по порядку.

Она выросла, можно сказать, в не типичной корейской семье. Эта нетипичность выражалась в том, что отец ее, в детстве воспитывался в состоятельной русской семье, которая еще до революции отправила его учиться в Петербург в кадетский корпус. В гражданскую войну молодой царский офицер Николай Николаевич Ким окончательно и бесповоротно принимает сторону красных. Семейное предание гласит, что он даже получил из рук самого Ворошилова именное оружие за храбрость. Известно, что многие красные командиры-корейцы были репрессированы в 30-х годах. Сия горькая чаша миновала судьбу Николая Кима, возможно, спасло то, что он демобилизовался по состоянию здоровья. Но в 1937 году его семья, вместе со всеми корейцами Дальнего Востока, подверглась переселению. И Изольда родилась уже в Кзыл-Орде в 1946 году.  А через два года родители принимают решение поехать на Сахалин.

На снимке: на руках у папы. Рядом – мама и бабушка.

На снимке: на руках у папы. Рядом – мама и бабушка.

Это было время после окончания второй мировой войны, освобождения Кореи от японского колониального ига. Время, когда корейцев стали награждать орденами и медалями за доблестный труд. И тогда же был объявлен первый набор желающих поехать на Дальний Восток, на остров Сахалин, южная часть которого вернулась к России спустя сорок лет после русско-японской войны.  До депортации Николай Николаевич работал в системе рыбпромысла и, естественно, рассчитывал вернуться к прежней деятельности. Многие корейцы-военнослужащие, демобилизовавшись, доблестно трудились в сельском хозяйстве и промышленности, показав себя незаурядными   руководителями. Достаточно вспомнить Ким Пен Хва, легендарного председателя колхоза «Полярная звезда», дважды Героя Соцтруда, который в молодые годы тоже был командиром Красной Армии. Но не сложилось у отца Изольды, по приезду на Сахалин заболел и через пять лет скончался. Все тяготы семейной жизни по воспитанию шестерых детей легли на плечи матери, Елены Трофимовны.

Юной Изольде, конечно, тяжело было видеть, как трудно приходится родительнице, не потому ли она еще за год до окончания школы начала трудовую жизнь.  Ей даже не пришлось выбирать профессию. То, что она так любила делать, стало призванием. А любила она общественную работу: была не просто пионеркой или комсомолкой, а принимала самое активное участие во всех начинаниях. Не случайно ее избирают комсоргом школы. Когда ей предложили место массовика городского Дома пионеров, она согласилась, не задумываясь. И только потом поняла, какая это нелегкая и непростая работа.

Понятно, что были различные методические пособия, в которых описано, как проводить те или иные мероприятия, массовые игры и прочие затеи. Все это надо было не просто выучить, а сыграть самой. То есть, работа требовала и актерского мастерства, и ораторского искусства, когда надо было говорить не столько заученным языком, а сколько языком импровизации. И самое главное, никакой наигранности, ибо дети всегда тонко чувствуют, где фальшь, а где неподдельный интерес к делу.

Затем Изольда переехала в Узбекистан. И все также продолжала идти по избранной стезе. Сначала методист, затем заведующая кабинетом – музеем Пионерской славы Республиканского Дворца пионеров, младший и старший научный сотрудник Узбекского НИИ педагогических наук, доцент кафедры методики воспитательной работы УзГУМЯ, преподаватель истории в бизнес-школе №3 г. Ташкента.

Все эти ступени она смогла преодолеть только потому, что   все эти годы не только преподавала, но и сама, в первую очередь, училась. В 1973 году окончила заочно Костромской пединститут по специальности – обратите внимание – история, обществоведение, методист пионерской работы. И уже через шесть лет защищает кандидатскую диссертацию по специальности теория и история педагогики. В 1985г.  она старший  научный сотрудник, а через пять лет –  доцент  кафедры методики воспитательной работы. Ею опубликовано 74 научные работы. В том числе 1 монография, 4 научно – методических пособия (в соавторстве). В 1972 г. за создание Республиканского Музея – кабинета Пионерской Славы Узбекистана была награждена Почетным значком ЦК ВЛКСМ «За активную работу с пионерами». В 1977 г. за активную научно – педагогическую деятельность была награждена Почетным знаком «Отличник просвещения Уз. ССР». А в 1983 году за разделы книг «Нравственное воспитание учащихся» она в составе авторского коллектива награждена от Президиума Академии педагогических наук СССР престижной премией имени Ушинского.

На снимке: годы молодые и счастливые

На снимке: годы молодые и счастливые

Как вы обратили внимание, у Изольды Николаевны двойная фамилия. Так получилось, что молодой перспективный ученый-экономист Барки Минбаевич, однажды встретившись с девушкой-кореянкой, не смог пройти мимо.  Все было у молодой пары на пути к счастью – и возражения, и споры и запреты со стороны близких и старших родственников, но они с честью преодолели национальные предрассудки.  И были счастливы как в семейной жизни, так и на профессиональном поприще. Барки Минбаевич стал доктором экономических наук, профессором, заслуженным экономистом. Жаль, что судьба отпустила им всего четверть века совместной жизни: в 1997 году муж скончался.  Но они сумели поставить на ноги сына и дочь, которые получили высшее образование и успешны в своем деле.

С 2001 г. Изольда Николаевна работает доцентом кафедры «Социология. Национальная идея» Ташкентского техуниверситета имени Беруни.  Читает курсы – национальная идея, теория и практика строительства демократического общества в Узбекистане, основы духовности, этика, культурология. Темы, согласитесь, новые, при Союзе их не было и не могло быть. А новые направления всегда интересны тем, что многое приходится разрабатывать самому, есть поле для творчества. С 2003 по 2005 годы она приняла участие в гранте «Разработка модели подготовки кадров в технических вузах Республики Узбекистан на основе национальных и общечеловеческих ценностей».  Работает с одаренной студенческой молодежью, готовит с ними научные статьи. Проводит воспитательные мероприятия со студентами во внеаудиторное время и в общежитиях, выступает с докладами на занятиях научного кружка «Молодой социолог».

На снимке: Изольда Николаевна в президиуме конференции.

На снимке: Изольда Николаевна в президиуме конференции.

А однажды пришло желание самостоятельно изучить корейский язык. И это желание не было случайным, поскольку вот уже второй год, как она стала членом Яккасарайского корейского культурного центра. И, наконец, та самая международная конференция, с упоминания которой мы начали рассказ об Изольде Николаевне, чей педагогический стаж длится вот уже полвека.

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.

Translate »