Предложения из Пхеньяна

Объединение Кореи неизбежно

Герман Ким, доктор исторических наук, профессор,
Заслуженный деятель Республики Казахстан,
член казахстанской секции Консультативного Совета
по мирному и демократическому объединению Кореи 16-ого созыва

Ким Герман Николаевич

Ким Герман Николаевич

Совместная декларация от 4 июля 1972 г. не привела к прорыву в отношениях между Северной и Южной Кореей. Продолжались взаимные обвинения, случались стычки на границе, положения Совместной декларации не выполнялись. Однако в целом градус враждебности понизился, и двусторонние контакты между Обществами Красного Креста двух стран не прерывались. Состоялись первые встречи членов разделенных семей, пошла гуманитарная помощь. В последние годы правления Ким Ир Сена наметились проекты двустороннего экономического сотрудничества. Шла подготовка межкорейского саммита, но его проведению помешала смерть Ким Ир Сена.

23 января 1979 г. Пхеньян адресовал народу, политическим партиям, общественным организациям и официальным властям Южной Кореи, а так же зарубежным корейцам заявление, в котором предлагались меры для „ускорения великого дела объединения страны”.

Во-первых, Север и Юг должны официально заявить о своей приверженности идеалам и принципам Совместного заявления Севера и Юга от 4 июля 1972 г. Во-вторых, отказаться от пропагандистских выпадов одной стороны против другой. В-третьих, немедленно прекратить все военные действия и наращивание военных сил в районе ДМЗ. В-четвертых, созвать обще¬национальную конференцию с участием представителей всех политических партий и общественных организаций Севера и Юга, включая председателя правящей Демократической республиканской партии Южной Кореи, а также представителей организаций соотечественников, проживающих за рубежом.

К этому времени явно целом определились две концепции объединения, которые, в принципе, не противоречили друг другу. Первая, основывалась на идее конфедерации корейских государства, предлагалась Пхеньяном. Вторая, разработанная Сеулом, строилась на идее содружества двух государств.

Первая встреча членов разделенных семей, 1985 г.

Следует признать, что к идее конфедерации в Пхеньяне при¬шли раньше. В ноябре 1960 г. Верховное Народное Собрание КНДР одобрило предложение Ким Ир Сена о конфедерации Севера и Юга в качестве переходного этапа к мирному объединению страны. Спустя двадцать лет КНДР вернулась к идее конфедера¬ции, предложив развернутую программу создания Демократичес¬кой конфедеративной республики Коре (ДКРК). Предполагалось, что в рамках конфедеративного государства Север и Юг сохранят существующие режимы власти, разные общественные системы и идеологии. Для управления таким государством предлагалось создать единое правительство и парламент, которые могли бы решать вопросы политики, обороны и внешних отношений, касающиеся интересов нации. ДКРК должна была стать нейтральным, внеблоковым государством.

Конкретные направления политики ДКРК определялись следующим образом:

Прекращение военной конфронтации, сокращение численности вооруженных сил обеих сторон до 100-150 тыс. человек. Ликвидация военно-демаркационной линии и военных сооружений, расположенных в ней, роспуск гражданских военизированных формирований. Координация действий на международной арене, аннулирование военных и других договоров, которые противоречат интересам национального сплочения.

Самостоятельная, независимая от внешних сил миролюбивая внешняя политика. Единое представительство в ООН и других международных организациях. Отказ от угрозы соседям и другим странам, размещения на своей территории иностранных военных баз; запрет на производство, ввоз, хранение ядерного оружия, превращение полуострова в безъя¬дерную зону. Создание объединенной армии путем слия¬ния вооруженных сил обоих государств.

Обеспечение демократии на территории конфедерации и во всех сферах жизни общества, отказ от преследований по
политическим мотивам, гарантия свободы и прав человека. Стабилизация и повышение уровня жизни. Совместная защита прав и интересов соотечественников за рубежом. Развитие экономического сотрудничества между Севером и
Югом, сохранение всех форм собственности – государственной, кооперативной, частной и личной. Обмен в области науки, культуры, образования. Восстановление транспортных коммуникаций, каналов связи и их совместная эксплуатация.

В новых геополитичес¬ких условиях, когда военная конфронтация великих держав ушла в прошлое, когда появился первый опыт межкорейских контактов, Пхеньян скорректировал свою концепцию отношений с Сеулом. Выдвинутая Ким Ир Сеном 6 апреля 1993 г. «Программа великой консолидации всей нации за объединение родины из десяти пунктов» содержала следующие положения:

1. Создание единого конфедеративного государства при сохранении существующих ныне двух систем и двух правительств. Единое государство должно быть неприсоединившимся и нейтральным.

2. Обеспечение сплоченности народа на основе национальной самостоятельности.

3. Взаимное признание и уважение идей, идеалов и друг друга, обеспечение сосуществования, общего прогресса независимо от региональных и классовых интересов во имя достижения единства нации.

4. Прекращение политического противоборства, клеветы и инсинуаций.

5. Ликвидация угрозы нападения, поглощения или навязывания своей системы другой стороне, достижение взаимного доверия.

6. Обеспечение демократичности процесса объединения, отказ от преследований инакомыслящих, реабилитация политических узников.

7. Защита государственной, кооперативной и частной собственности, сохранение социального положения и заслуг человека в обществе.

8. Устранение преград для передвижения и контактов между людьми, политическими партиями и группировками, развитие диалога на всех уровнях.

9. Консолидация усилий корейцев на Севере, на Юге и за пределами Кореи в интересах объединения родины.

10. Должная оценка людей, внесших вклад в объединение родины, великодушие к тем, кто предал интересы нации, но раскаялся в содеянном.

В 1984 г. экономика Юга пострадала от наводнения, и в Пхеньяне было принято решение об оказании гуманитарной помощи населению РК. Эта акция считается официальным началом межкорейских экономических отношений. За ней последовали переговоры между Сеулом и Пхеньяном, на которых шло обсуждение различных экономических вопросов, а в сентябре 1985 г. в Сеуле и Пхеньяне состоялись первые встречи разделенных семей.

Период с конца 1980-х гг. по начало 1990-х гг. ознаменовался целым рядом событий, которые негативно сказывались на положении дел в Северной Корее. Изменение международной обстановки, развал социалистического лагеря, очень резкое свертывание отношений с Россией, «северная политика» и бум экономики Южной Кореи, дипломатическая изоляция КНДР и экономическая депрессия, а также установление дипломатических отношений между Пекином и Сеулом – все это обострило внешнеполитические и внутриэкономические проблемы КНДР. В свою очередь, в 1990-е годы администрации президентов Южной Кореи Ким Ен Сама и Ким Дэ Чжуна выступили со своими инициативами по нормализации и укреплению отношений между Югом и Севером, направленных на объединение страны. Вот об этом будет следующий рассказ.

Источник: Герман Ким

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.

Translate »