Промежуточный финиш в шестисторонней гонке

AC8FF7B5-FB53-422E-A8EF-C393BCA92587_cx0_cy10_cw0_mw1024_s_n

www.golos-ameriki.ru Зал шестисторонних переговоров (Фото из архива)

Объединение Кореи неизбежно

Герман Ким, доктор исторических наук, профессор,
Заслуженный деятель Республики Казахстан,
член казахстанской секции Консультативного Совета
по мирному и демократическому объединению Кореи 16-ого созыва

Третий этап пятого раунда шестисторонних переговоров прошел, как и все предыдущие встречи в Пекине 13 февраля 2007 года. На переговорах собрались все шесть делегаций, возглавляемые заместителем министра иностранных дел КНДР Ким Ге Гваном, начальником информационного отдела МИД Республики Корея Чхон Ен У, помощником государственного секретаря США по делам Восточной Азии и Тихого океана Кристофером Хиллом, заместителем министра иностранных дел КНР У Давэем, заместителем министра иностранных дел России Александром Лосюковым и директором департамента по делам Азии и Океании МИД Японии Кэнъитиро Сасаэ. По традиции председательствовал на переговорах представитель КНР – У Давэй.

Шестерка обсудила конкретные действия начального этапа реализации Совместного заявления от 19 сентября 2005 года. Все стороны вновь подтвердилиь, что скорейшая денуклеаризация Корейского полуострова мирным путем является их общей целью. Все стороны вновь взяли на себя обязательства выполнять обещания и предпринимать согласованные шаги по поэтапной реализации Совместного заявления в соответствии с принципом “действие на действие”.

В принятом по итогам переговоров совместном документе содержались следующие основные договоренности. Во-первых, КНДР обязалась закрыть и законсервировать ядерный объект в Йонбене и пригласить инспекцию МАГАТЭ для осуществления необходимого контроля.

Во-вторых, КНДР и США планировали начать переговоры для урегулирования нерешенных двусторонних проблем и всестороннего продвижения к установлению дипломатических отношений. США обещали исключить КНДР из списка стран, поддерживающих терроризм, а также из черного списка “враждебных стран”.

В-третьих, КНДР получала бы взамен экономическую и энергетическую помощь в объеме одного миллиона тонн мазута, включая первые поставки в 50 тысяч тонн.

В-четвертых, было также согласовано создание пяти рабочих групп: по денуклеаризации Корейского полуострова; экономическому и энергетическому сотрудничеству; механизму мира и безопасности в Северо Восточной Азии; по нормализации двусторонних отношений КНДР с США и Японией.

19 22 марта 2007 года прошел первый этап шестого раунда переговоров, который был прерван ввиду того, что КНДР так и не получила обещанные 25 миллионов долларов. Деньги оказались заморожены в банке в рамках санкций США. Санкции были затем отменены, однако сам банк оказался в “черном списке” Вашингтона.

С 27 по 30 сентября 2007 года прошли заседания второго этапа шестого раунда шестисторонних переговоров, в результате которых был принят совместный документ “О втором этапе осуществления Совместного заявления” (от 19 сентября 2005 года). Согласно документу, КНДР обязалась до 31 декабря 2007 года вывести из строя свои ядерные объекты в Йонбене: действующий ядерный реактор мощностью 5 МВт, радиохимическую лабораторию и завод по переработке ядерного топлива.

10 12 июля 2008 года прошла очередная встреча глав делегаций по итогам которой было принято коммюнике. В нем говорилось, что “стороны согласились создать механизм верификации денуклеаризации Корейского полуострова, включающий в себя посещение объектов, изучение документов, консультации с техническим персоналом”. В этой работе будут принимать участие специалисты из всех шести стран.

Ранее в конце июня Северная Корея передала Китаю сведения о своих атомных программах и взорвала охладительную башню ядерного центра в Йонбене. К концу октября 2008 года КНДР обязалась завершить ведущийся под присмотром инспекторов МАГАТЭ и американских наблюдателей демонтаж объектов в Йонбене. Остальные участники процесса вновь обязались поставить Северной Корее 1 млн. тонн топлива для ТЭЦ и оказать иную экономическую помощь.

8 11 декабря 2008 года прошел очередной, и как оказалось, последний раунд переговоров, главной темой которого вновь стала верификация остановки ядерных программ КНДР. США настаивали на взятие проб на ядерных объектах в Йонбене, однако Пхеньян отверг это, так как подобные контрольные замеры не были зафиксированы в предыдущих договоренностях.

Запуск северокорейской ракеты “Ынха 2», осуществленный 5 апреля 2009 года, подвергся осуждению на открытом заседании Совета Безопасности ООН. В документе отмечалось, что КНДР нарушила резолюцию СБ ООН № 1718, что вело к возможности усиления санкций против нее. В ответ 14 апреля Пхеньян в очередной раз объявил о выходе из шестисторонних переговоров и продолжении ядерной программы.

15 марта 2011 года в северокорейских СМИ появилась информация, что КНДР в случае возобновления переговоров с “шестеркой” готова обсуждать свою ядерную программу, не выдвигая “предварительных условий”. Такая готовность Пхеньяна была подтверждена на встрече министров иностранных дел России и Северной Кореи на саммите АСЕАН в Индонезии в июле 2011 года.

17 декабря 2011 скончался Ким Чен Ир. Спустя 2 недели Политбюро ЦК правящей Трудовой партии Северной Кореи назначило Ким Чен Ына, сына умершего руководителя КНДР, верховным главнокомандующим северокорейскими вооруженными силами. Таким образом власть переходила внуку северокорейского вождя Ким Ир Сена.

12 февраля 2013 года в КНДР прошли испытания ядерной бомбы, накалившие до предела обстановку на Корейском полуострове. В связи с этим Совет Безопасности ООН единогласно одобрил расширение санкций против КНДР. Принятые меры не улучшили ситуацию, так как уже в начале марта КНДР отказалась от всех соглашений о ненападении с Южной Кореей, а также от совместного заявления по денуклеаризации Корейского полуострова. Позже Северная Корея объявила, что отношения с Южной Кореей вступили в состояние «военного времени».

В настоящий момент, как отмечают эксперты, Пхеньян хотел бы вернуться к шестисторонним переговорам. Однако новое северокорейское руководство не намерено отказываться от своей ядерной программы. В предыдущих раундах Пхеньяну удавалось разыгрывать наличие ядерного оружия как козырную карту с каждой из сторон переговорного процесса в отдельности. Сейчас необходимо, чтобы все пять стран выработали единую позицию, превратив формат «шестерки» в «5+1». Пхеньяну будет труднее противостоять консолидированным требованиям и действиям.

Экспертное мнение сходится в том, что нынешняя администрация южнокорейского президента Пак Кын Хе готова смягчить позицию по возобновлению шестисторонних переговоров. До сих пор Сеул настаивал на том, что переговоры могут возобновиться только после того, как Север предпримет реальные шаги по свертыванию ядерной деятельности, однако теперь он согласен начать переговорный процесс под гарантии прекращения северокорейской программы ядерного вооружения.

Возобновление шестисторонних переговоров реально. Необходимо сфокусироваться на главной задаче – обеспечения безъядерного статуса Корейского полуострова. Северокорейская ракетно-ядерная программа – камень преткновения в межкорейских отношениях и главное препятствие на пути к объединению страны. И о ней будет следующий рассказ.

Источник: Герман Ким

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.

Translate »