Родные звуки каягыма

председатель оргкомитета по созданию республиканского культурного центра корейцев Сергей Михайлович Хан (второй слева) и председатель кооператива «Самчонли» Тимофей Ченсонович Хван (крайний справа) с артистами из КНДР

председатель оргкомитета по созданию республиканского культурного центра корейцев Сергей Михайлович Хан (второй слева) и председатель кооператива «Самчонли» Тимофей Ченсонович Хван (крайний справа) с артистами из КНДР

История диаспоры в лицах                                                                                                                    Владимир  ЛИ

Из книги Владимира Кима (Енг Тхека) «Ушедшие вдаль»: «Впервые в Узбекистан приезжал такой внушительный ансамбль песни и танца из КНДР. Радость и восторг, связанные с предстоящими гастролями, перемежались с волнениями, хлопотами и опасениями. Ведь артисты приглашены не госучреждением культуры, а оргкомитетом, который нигде, в общем-то, не был официально зарегистрирован и потому не имел ни печати, ни счета в банке… За тридцать дней ансамбль наметил дать 26 концертов. Нам звонили из Намангана, Андижана, Ферганы, Ургенча и умоляли включить их города в гастрольный план. И все равно выполнить все заявки было невозможно. Обид не перечесть…

При подготовке к встрече гостей первым делом встал вопрос об их размещении. Гостиницу мы сразу отвергли – дорого, еда не по вкусу, нет репетиционного зала. Лучше всего поселить артистов в деревне, где живут корейцы. И мы выбрали колхоз «Правда»… Вообще-то, именно из-за приверженности северокорейцев к своей кухне оргкомитет решил остановиться на сельском варианте…

 Ансамбль прибывал из Москвы поездом. Накануне члены оргкомитета «висели» на телефонах, так что народу на вокзале собралось прилично. Многие явились с цветами. Артисты были молоды и красивы, что делало их похожими друг на друга. Чувствовалось, что они еще не избалованы славой, держались непринужденно и охотно смеялись по любому поводу. Общими усилиями загрузили багаж в автобусы, и кортеж машин двинул в колхоз «Правда»…

Самым памятным концертом, конечно, был тот, первый, состоявшийся во Дворце  культуры ташкентских авиастроителей…»

Вот как писала о том концерте корреспондент одной из центральных газет Узбекистана Светлана Тен:

« …Закат разлил пурпурный свет по горизонту. Едва очерчены вдали силуэты городских небоскребов. Густые ветви ивы чуть колышутся на весеннем ветру.  А на изумрудной лужайке порхают очаровательные девушки. Откуда эти сказочные феи? Они из Страны утренней свежести – Кореи.

…Нежно звучит каягым – корейский национальный инструмент. Под сводами зала широко льется чарующая, хватающая за душу мелодия. О чем она? Почему притихли зрители, и почему не шелохнется старик, сидящий в первом ряду, в чьих глазах – и восторг, и затаенная грусть? Каягым поет о голубых рассветах на Корейском полуострове, о горе Кымгансан, чью красоту воспевают поэты всех поколений, о родине и верности ей.

…А вот весело зазвенели бубенчики – на сцене девушки в ярких национальных платьях с неподражаемым озорством исполняют  искрометный танец».

После того первого выступления зрители устроили артистам бурную овацию и попросили в этом же Дворце дополнительно дать еще три концерта, что и было сделано с большим удовольствием.

Коллектив ансамбля у Памятника Мужеству в Ташкенте

Коллектив ансамбля у Памятника Мужеству в Ташкенте

Затем состоялось длительное турне по регионам. Ансамбль дал десятки концертов в городах и селах Ташкентской области, побывал в Карши, Джизаке, Самарканде, Бухаре. И везде аншлаг, теплый прием, горячая благодарность зрителей, истосковавшихся по родной культуре.

Из книги Владимира Кима «Ушедшие вдаль»: «После четырех выступлений во Дворце авиастроителей начались гастроли по областям. Каждый концерт давал прекрасную возможность рассказать людям о задачах и целях корейского культурного движения, представить лидеров. А приезд артистов из КНДР разве не являлся сам по себе ярким примером деятельности оргкомитета? Поэтому почти каждый концерт открывал Сергей Михайлович Хан… За короткий срок лидеры движения стали известны тысячам людей, а имя профессора Хана было на слуху у каждого. Как сейчас помню: залитая светом сцена, волнующая тишина в переполненном зале и торжественное появление организаторов концерта. Сергей  Михайлович обычно шел посередине – высокий 55-летний мужчина, седоватые волосы, зачесанные назад, обнажают выпуклый лоб, весь облик его – воплощение благородства и интеллигентности… Это был адски трудный месяц».

С.М. Хан (в центре) показывает гостям архитектурные памятники древнего Самарканда

С.М. Хан (в центре) показывает гостям архитектурные памятники древнего Самарканда

Да, это был действительно трудный месяц. В первую очередь, для тех, кто сопровождал артистов (60 человек) по областям республики. Сюда входили кроме профессора Хана его заместитель, председатель кооператива «Самчонли» Тимофей Хван, группа по оперативному решению хозяйственно-бытовых вопросов во главе с Олегом Намом из колхоза «Правда», фотограф, корреспондент газеты, водители автобусов и легковых машин. Конечно же, было трудно и тем, кто принимал гостей на местах – нужно было в означенное время обеспечить всех жильем, питанием, культурной программой, помещениями для концертов, не подвести с реализацией билетов… Но труднее всего было самим артистам. Напряженный график выступлений, многочасовые переезды в автобусах, поздние ужины после концертов, острый недостаток времени на ночной отдых – все это негативно сказывалось на их самочувствии. Но они не роптали – система вымуштровала! – и продолжали с успехом гастролировать. И только на второй день после концерта в Бухаре они облегченно вздохнули – напряженный, почти месячный график выступлений был завершен. Артистам выдали немного денег на покупку сувениров и повели в местный универмаг. Мы видели их радостные, счастливые лица и от этого тоже были счастливы не меньше.

А потом был последний, заключительный концерт во Дворце дружбы народов. В нем приняли участие вместе с артистами из КНДР мастера сцены из музыкально-хореографического коллектива «Узбекистан», ансамбль «Чен-Чун», Заслуженные артисты республики Галина Шини  Владислав Егай, певица Софья Тен. Вечер вылился в большой праздник музыки и танца и не оставил равнодушными ни одного из четырех тысяч пришедших на концерт зрителей.

Руководитель ансамбля Сон Сок Хван (в центре) среди своих воспитанников

Руководитель ансамбля Сон Сок Хван (в центре) среди своих воспитанников

–  Искусство народного танца, уходящего своими корнями вглубь веков, всегда необъяснимо волнует людей, – сказал нам после гастрольных поездок по Узбекистану художественный руководитель Пхеньянского ансамбля Сон Сок Хван. – Оно способно распахнуть душу человека навстречу прекрасному. Именно поэтому наш коллектив, созданный в 1947 году и прошедший непростой путь творческих поисков, решил обратиться к богатейшему источнику корейского фольклора. Конечно, мы не бездумно используем фольклорный материал – часто наполняем его современным содержанием и расцвечиваем сегодняшними красками. Это усиливает эмоциональное воздействие на зрителя, помогает войти с ним в живой контакт. В чем еще проявляется своеобразие нашего коллектива? Наверное, в том, что ансамбль представляет на суд публики и оперные произведения, и концертные программы, и сольные выступления, и танцевальные миниатюры. Такая разножанровость позволяет нам быть и коммуникабельными, и мобильными – в любом уголке Кореи у нас есть свой зритель.

В нашей стране хорошо знают имя Бернары Кариевой, народной артистки СССР, таланту которой аплодировали во всем мире. Но мы знаем и о ее подвижнической деятельности. Благодаря Союзу театральных деятелей Узбекистана, которым руководит знаменитая балерина, в 1988 году были установлены творческие контакты между нашими странами. Это обогащает искусство двух народов, помогает лучше понять друг друга. Кстати, на совместном заключительном концерте во Дворце дружбы народов наши солистки исполнили узбекскую песню, которую разучили буквально за два дня. А народная артистка республики Малика Ахмедова из ансамбля «Узбекистан» вместе с нашими девушками исполнила корейский танец с колокольчиками, за что была награждена бурной овацией четырехтысячной публики.

С каким впечатлением мы покидаем Узбекистан? Это нельзя передать словами. Впечатления самые добрые и светлые. Судите сами. В течение месяца, где бы мы ни были, нас всегда встречали как самых желанных гостей. Цветы, улыбки, рукопожатия, многочисленные встречи и беседы – удивительно гостеприимные люди живут на узбекской земле.

***

Со времени приезда Пхеньянского ансамбля песни и танца в Узбекистан прошло уже больше двадцати лет. За этот период в общественной и культурной жизни нашей диаспоры, несомненно, произошли большие изменения. Ширятся и крепнут связи нашей страны с двумя Кореями, в том числе и в области театрально-концертного искусства. Периодически мы обмениваемся художественными коллективами, но тот, первый десант ансамбля из КНДР запомнился своим размахом, бескорыстием и готовностью артистов передать нам посредством звеняще-чарующих песен и танцев материнское тепло родины предков.

Фото автора.

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.

Translate »