Российская историография 1990-х годов – начала XXI века о проблемах корейской общности

Бугай Н. Ф. доктор исторических наук, профессор (г. Москва)

Бугай Н. Ф. доктор исторических наук, профессор (г. Москва)

Бугай Н. Ф. доктор исторических наук, профессор (г. Москва)

1

Для развития исторической науки весьма важно по истечении времени подводить своеобразный итог изучения того или иного направления науки. Цель в данном случае очевидная – выявить упущенные возможности, новые ориентиры, которые соответствовали бы вызовам времени. Тот, кто останавливается на достигнутом, отстает, сходит с дистанции мировой истории.

Применительно к исторической науке, науке о развитии общества эта формула актуальна во все времена. В данном случае постоянное обновление (как принято говорить модернизация) ничто иное, как пропуск в будущее, основа для его последующего верного восприятия событий.

На мой взгляд, эти идеологические установки в полной мере определяют необходимость подведения итогов изучения проблем истории корейской общности на территории России.

Развитие национальных процессов в 1990-е годы – начале XXI в. в России, других стра­нах СНГ показало, что в среде многих этнических общностей, включая и корейскую, от­ мечены колоссальные изменения в плане отхода от былого консерватизма к повышению активной этничной мобильности, натурализации общности в целом.

Несомненно, что касается российских корейцев, то в этом, конкретном случае, важную роль сыграло принятие такого основополагающего нормативно-правового акта, как Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» (26 апреля 1991 г.).

Не будет, наверное, большой ошибкой заявить о том, что создана и прочная методологическая основа для многостороннего решения проблемы этнических общностей в Рос­ сии. Этот вывод позволяют сделать появившиеся такие важные документы, как Обращение Президента Российской Федерации В. В. Путина в адрес российских корейцев по случаю 140-летия добровольного переселения в Россию, в которой корейцы «обрели новую Роди­ну».

Это и Распоряжение Правительства Российской Федерации о проведении мероприятий, посвященных 140-летию добровольного переселения корейцев в Россию от 6 февраля 2004 г . № 149-р. Документ имеет государственный статус, касавшийся конкретно жизни корейской общности на территории Российской Федерации, фиксировавший не только сам исторический факт, что в политическом аспекте немаловажно, но и поручавший государственным структурам проведение этой важной политической меры.

В этом ряду и выработанные основы органичной взаимосвязи между расселением этнических общностей на территории Российской Федерации и внутренними границами государства. Эти положения были четко изложены 25 апреля 2005 г. Президентом Российской

2

Федерации в его Послании к Федеральному собранию Российской Федерации, и они имеют непреходящее значение для корейской общности.

Была поставлена проблема создания свободного и справедливого общества, которое не имеет внутренних границ, ограничений на передвижение, и оно открыто для остального мира. Это давало бы, по мнению Президента России, гражданам страны возможность в полной мере пользоваться богатствами человеческой цивилизации, включая достижения образования, науки, мировой истории и культуры. Несомненно, предлагаемая формула рас­ ширяет рамки стратегического направления идеологии нациестроительства в России.

Граждане свободной страны, в том числе и российские корейцы, представители других этнических общностей, должны жить там, где они полезны, где может быть использованным их духовный потенциал. Это должно быть правилом повседневной жизни. По причине придания особого значения исторически сложившимся внутренним границам, как показывает развитие событий последних лет, возникают конфликты и миграция.

Для 1990-х годов – начала XXI в. характерно оживление политической активности корейского сообщества на территории страны. Значительное число граждан корейской национальности было вовлечено в формирование институтов гражданского общества, без чего немыслимо само управление обществом, базирующимся на принципах демократии. В числе существующих на территории страны 147 тыс. различных форм общественных объединений действуют и более ста общественных корейских объединений различных форм, созданных на основе принимаемых государственных нормативно-правовых актов и имеющих свою вертикаль управления.

Являясь составляющей многонационального народа России, корейцы, как и другие на­ роды, также испытывают на себе процесс формирования совершенно нового национально­ го самосознания.

Проблема актуальна. Смена образа мышления, адекватного состоянию общества, мышлению политической и административной элиты страны. Составной частью ее в современных условиях являются и российские корейцы, это и есть те необходимые основы, ключ к модернизации страны.

Однозначно, успех каждого представителя из народов, населяющих Российскую Федерацию, в том числе и российских корейцев, это сила российской государственности, ее прочности, этим необходимо проникнуться, это надо ощущать, и четко представлять.

Конечно, в этом случае и государство обязано гарантировать защиту этнических общностей, прежде всего, их конституционных прав, удовлетворение их жизненных интере­сов, сохранение самобытности, создание условий для развития родного языка и национальных культур.

Поспевала ли в этом плане историческая наука, чтобы реагировать на происходящие события в сфере межнациональных отношений? Вряд ли можно ответить, что да.

Если попытаться анализировать состояние историографии проблемы российских корейцев, то было бы выигрышным прибегнуть к использованию проблемного принципа.

В центре внимания настоящего доклада – скромная задача – это, прежде всего, анализ итогов прошлой государственной национальной политики в отношении этнических общностей. Важной остается задача определения роли и места корейцев в национальных процессах. По э тому направлению уже издана литература 11, формируется успешно источ-

1 См . Бугай Н. Ф. К вопросу о депортации народов в 30-40-х годах // История СССР. № 6. /И., 1989;

3

никовая база.

Развитие корейской общности в 1990-е годы – начале XXI в. показывает, что она не может жить прошлым, базироваться на достижениях прошлого. Любое сообщество тогда животворно, когда оно отвечает вызовам времени, меняющемуся миру, если оно поистине способно к активному участию в преобразовательных процессах, способно и выполняет новую миссию по объединению народов в достижении мира, стабильности на всем земном шаре и в каждом отдельно взятом регионе планеты, государстве.

Реабилитационные процессы, начало которым было положено принятием Постановле­ния Верховного Совета РСФСР от 1 апреля 1993 года «О реабилитации российских корейцев», повышение общественно-политической активности вызвали необходимость изучения такой дискуссионной проблемы, как государственность российских корейцев.

Сначала этот вопрос находился в центре внимания автора настоящего доклада. 4 Затем к ней неоднократно возвращались государственные и политические деятели как федераль­ного, так и регионального уровня. В начале XXI в. вопрос снова был подвергнут обсуждению.

Большая концентрация населения, принадлежащего к одной из национальностей, сразу же вызывает к жизни проблему эффективного управления. Очевидно, не случайно время от времени в прессе Дальнего Востока вспыхивает дискуссия о возможности в перспективе создания Корейской автономии. На этих чувствах не прочь были снова поиграть и некоторые политики. В ряде случаев статьи по этой теме носят и чисто провокационный характер. 3

В апрельском номере газеты «Золотой рог» (2005 г.) этот вопрос рассматривался в ста-

И . Сталин – Л . Берии : «Их надо депортировать … » М ., 1992; Депортация . Берия докладывает Сталину // Коммунист . № 8. М., 1991; НКВД СССР : корейцев – «взять на учет как спецпоселенцев» // Отечественная история . № 6. М ., 1992; Осень 1937- го на Дальнем Востоке // Дальний Восток . № 7. Хабаровск , 1992; 20-40- е годы : трагедия народов // Восток . № 1. М., 1992; Из истории депортации «русских» корейцев // Дружба народов . № 7. М., 1992; Из истории депортации и трудоустройства корейцев в Казахстане и Узбекистане // Информационный вестник Евразийской ассоциации корейцев . Коре ЕАН . М ., 1992; «Корейский вопрос» на Дальнем Востоке // Проблемы Дальнего Востока . № 4. М., 1992; Л . Берия – И . Сталину : «Согласно Вашему указанию … » М ., 1995; «Переселить все корейское население … В . Молотов . И . Сталин» . Сеул , 1996 ( на корейск . языке ), 20 сентября ; Из истории «русских корейцев» // Дружба . № 7. М ., 1997 ( в соавт .); Социальная натурализация и этническая мобилизация ( опыт корейцев в России ). М ., 1998; Российские корейцы в трудовых колоннах и рабочих батальонах : выполнение планов НКВД // Вера и жизнь . № 11. М., 1998; Российские корейцы : новый поворот истории . 90- е годы . М ., 2000; Российские корейцы : от народного консерватизма к естественному этническому развитию // Этнопанорама . № 2. Оренбург , 2001; Российские корейцы и политика «солнечного тепла» . М ., 2002; и др .

См . Бугай Н . Ф . О выселении корейцев с территории Дальневосточного края // Отечественная история . № 6. М ., 1992; Он же : Досье «Востока» . Корейцы в СССР из истории вопроса о национальной государственности . // Восток . № 2. М., 1993; Насильственное переселение корейцев // Сейко ( «Синие горы» ). № 15. Япония . Токио , 1993 ( на япон . яз .); Выселение советских корейцев с Дальнего Востока // Вопросы истории . № 5. М., 1994; Депортация народов ( конец 30- х – начало 40- х годов ) // Россия в XX веке . М ., 1994; Трагические события не должны повториться . // Актуальные проблемы российского востоковедения . М ., 1994, и др .

http :// www . vostokmedia . com / news . details . php ? id =40216 http :// www . vostokmedia . com ? forum ? read . php ? f = l & i =64786& t =64786

4

тье «Загадка корейской автономии». 4 В ней шла речь о возможном создании в Приморье сельскохозяйственной промышленной зоны с использованием южнокорейских инвестиций и северокорейской рабочей силы. Материал вызвал резонанс не только в Приморье, но и в Республике Корея.

Фонд зарубежных корейцев и Международный институт развития сельского хозяйства Республики Корея давно проводили консультации с российским правительством по данному вопросу. На публикацию откликнулся известный в Республике Корея ученый историк и этнолог, председатель Фонда зарубежных корейцев Ли Гван Гю. В редакцию газеты «Золотой Рог» он писал: «…В Приморском крае есть не только рабочие из Северной Кореи, но и заняты бизнесмены из Республики Корея. Некоторые из них ведут бизнес в сфере сельского хозяйства, взяв земельные участки в долгосрочную аренду, на 49 лет.

В такой ситуации отдельные некомпетентные люди делают необоснованные выводы о создании корейской автономии в Приморском крае и распространяют беспочвенные слухи об этом. Возможно, они считают, что таким образом можно привлечь внимание граждан Южной Кореи и улучшить свои дела путем активизации деятельности корейских инвесторов в Приморье…

Что касается Правительства Республики Корея, то вопрос о создании корейской автономии в Приморье никогда не затрагивался, и никаких пожеланий по этому поводу никогда не высказывалось. Частное лицо тем более не может делать каких-либо заявлений касательно создания автономии корейцев в Приморском крае.

Надеюсь, что общественность не воспримет всерьез беспочвенные слухи, не подкрепленные фактами. В дальнейшем хотелось бы избежать употребления слова «автономия» применительно к Приморскому краю». 5) Затем дискуссия получила продолжение в после­ дующих публикациях газеты.

Эту тему рассматривал и известный ученый историк-кореевед Г.Н. Ким (Республика Казахстан). Он также аргументировано показал нецелесообразность создания корейской автономии. 6′

Следует заметить, что подобным образом относятся к идее организации Корейской автономии и лидеры общественных объединений российских корейцев (ФНКА российских корейцев, Общероссийское объединение корейцев и другие). Ими провозглашается и последовательно отстаивается позиция совместного проживания с другими народами. 7′

По нашему мнению, не следует ставить проблему формирования корейской автономии в зависимость от формулы «нас много, давай автономию». Аналогичных ситуаций на территории современной России предостаточно. Необходимо решать проблему эффективного управления хозяйственной жизнью государства в целом и регионов в отдельности, целенаправленного и эффективного регулирования национальными процессами, что вызывает

4.См . Золотой Рог . 5 апреля 2005, № 25.

5.Какая такая автономия … // Золотой Рог . 2005, № 34.

6.Ким Г . Н . Вечные странники или перманентная мобильность коре сэрам постсоветских корейцев // http :// siteistok . host . net . kg / bibl / Korean _2003/21_ KimGN . htrn

7.Цо В . И . Выступление на заседании «круглого стола» «Экстремизм – угроза государственности России . Позиции участников» . Москва . 2 декабря 2005 г.. с . 46.

5

к жизни совершенно новые технологии. Согласен с существующей точкой зрения на сей счет, что было бы роковой ошибкой «делить российскую землю на дополнительные национальные клочки». 8′

Заметным продвижением в изучении этой острой проблемы, в выявлении ее особеннос­ тей на следующем этапе развития отношений между странами Азиатско-Тихоокеанского региона явилась состоявшаяся Международная научно-практическая конференция ученых Северо-Восточной Азии «Корейский полуостров и корейцы СНГ» 16-17 декабря 2005 года в Москве.

Привлекательной по своей направленности была точка зрения, изложенная по этому вопросу В. Ф. Ли. В нынешних условиях, когда наблюдается процесс укрупнения территорий в структуре Федерации, замечал В. Ф. Ли, вряд ли возможна даже постановка этого вопроса в ближайшем будущем. Более того, по его заключению, «необходимо обстоятельно учитывать принцип целесообразности».

Кстати, подобную точку зрения разделяет и исследователь проблемы из Японии Оно Нацуко. Автор пишет: «В последние годы существования СССР среди лидеров советских корейцев были разговоры о возможности возвращения на российский Дальний Восток и даже создании там автономии. Но экономические и социальные условия в этом регионе не делают его особенно привлекательным». 9′

Могут ли претендовать корейцы на какие-либо территории на Дальнем Востоке в плане создания автономии, а также с учетом положений Закона РСФСР «О реабилитации репрес­сированных народов» – предпринимал попытку разобраться Б.М. Лазарев. 10′ Если корейцы расселялись в момент депортации на территории Приморского и Хабаровского краев, Читинской обл. и Еврейской автономной обл., а также с учетом и того, что 50 тыс. граждан из них проживает в нынешних условиях на территории субъектов Южного федерального округа, то суждения, по нашему мнению, в данном случае не должны быть категоричны­ ми, а должны базироваться на принципе сбалансированности исторического прошлого и сложившихся реалий.

К сожалению, историография самой проблемы территориальной реабилитации репрессированных народов, а значит, и совершенствования их государственности в 1990-е годы, пока не сложилась, хотя отдельные аспекты ее находили частичное отражение в исследованиях авторов.

Институты гражданского общества. Определенный вклад в разработку этого важного вопроса внесла И. В. Нам. 12′ В последующем тема общественных объединений корейцев в

8.См . Калачинскии А . Корейцев в России хотели выделить в автономную область // http :// www / hroorg / fctions ? nazi /7/ html .

9.Оно Нацуко . Указ . соч ., с . 399.

10.См .: Лазарев Б . М . Правовые вопросы реабилитации репрессированных народов // Государство и право . М ., 1994, № 12.

11.Лазарев Б . М . Указ . соч .

12.Нам И . В . Страницы истории общественного управления у корейцев Дальневосточной республики . В частности . И . Нам по этому поводу пишет : «Право на КНА , по проекту закона (” Об автономизации национальных меньшинств» ) получало любое национальное меньшинство , которое обладало ” известной

6

Союзе ССР – России получила обобщение в монографии Н. Ф. Бугая и Сим Хон Ёнга (Республика Корея). Книга многоплановая, в ней затрагивается, в том числе и международный аспект проблемы. Как замечает автор предисловия к книге, почетный доктор Дипломатической академии России, профессор Ли Ин Хо, «на богатом архивном материале показаны усилия, предпринимаемые государственными структурами России. Республики Корея, КНДР, для развития демократических общественных институтов. Впервые в российской исторической науке названо огромное количество организаторов корейского движения на территории Союза ССР (России), о которых наука умалчивала по субъективным причинам длительное время».’ 3′

Проявление повышенного интереса к проблеме, что вполне объяснимо, постепенно переводили в дискуссионную плоскость. В данном случае заслуживает внимания точка зрения, изложенная А. И. Лавровым («Горбачев – Фонд»), придавшая высокую функциональную роль гражданскому обществу – как основе всего политического развития государства.

Автор полагает, в силу того, что в России превалирующим в регулировании процессами в обществе остается административно-бюрократический принцип, гражданское общество, как и его институты, остаются ослабленными. Гражданское общество в своем структурировании создается сверху, по интересам. Эти интересы артикулируются в обществе.

Поэтому А. И. Лавров рассматривает институты гражданского общества в качестве привязных ремней власти к обществу. Основой же деятельности этих институтов остается определенная энергия самодеятельности. Корпоративизм гражданского общества базируется, как заключает В. И. Лавров, на групповых частных интересах, а значит, они не могут выполнять гражданскую функцию. По мнению А. И. Лаврова, важно соединение интересов гражданского общества с публичными интересами, что придавало бы органичность этому симбиозу и делало работу институтов гражданского общества более продуктивной и целенаправленной.

Однозначно, общество нуждается в выработке «модели» участия этносов в новых условиях России в общественной жизни, в управлении в государственном масштабе, а также на уровне субъектов Российской Федерации.

Важную роль в современной жизни корейцев играют общественные демократические институты – «Общероссийское объединение корейцев» (ООК). Федеральная национально-культурная автономия российских корейцев, региональные и местные национально-культурные автономии, создание которых стало возможным с принятием федеральных законов «Об общественных объединениях» (1995, 1998 годы), «О национально-культурной автономии» (1996 год).

В последние годы касалась этой темы Т. Я. Хабриева. 14′ В числе других она особо вы-

степенью культурного развития и известной минимальной численностью» . С этой точки зрения бесспорным провозглашалось применение закона к украинцам , евреям , тюрко – татарам и корейцам ( ст . 22), а к остальным народностям лишь на основании особого заявления , подписанного не менее , чем 500 полноправными гражданами ( ст . 23, 24) в зависимости от чисто формального признака ( ст . 25) » . См .: Нам И . В . Указ . соч .; РГИАДВ . Ф . Р -623. Оп . 1, Д . 11, Л. 11-12 об ; Бугай Н . ф . Реабилитация репрессированных граждан России ( XX – начало XXI века ). М ., 2006.

13 Бугай Н . Ф .. Сим Хон Ёнг . Общественные объединения корейцев России : конститутивность , эволюция , признание . М .. 2004, с . 6-7. Рец .: см . И . Н . Ильина // Отечественная история . 2005, № 3. с . 202-203.

14 Хабриева Т . Я . Национально – культурная автономия в Российской Федерации . М ., 2003.

7

деляет корейские общественные организации, в частности, обращаясь к эволюции национально-культурной автономии, начиная с действовавшей еще в 1920-е годы в рамках Дальневосточной республики (с 6 апреля по 15 ноября 1922 г.).

И на новом историческом срезе (1990-е годы прошлого столетия) Т. Хабриева обращается с целью иллюстрации, например, к Краснодарской краевой корейской автономии. 15′ К сожалению, автор, хотя и поставил целью раскрыть деятельность этих общественных институтов, однако, на практике эта задача оказалась им нереализованной.

В 1990-е годы находились в центре внимания ученых и местные этнические группы ко­рейцев, проживающие в субъектах Российской Федерации. В частности, проблемам корей­ского сообщества Краснодарского края, его историко-культурным аспектам в XX – начале XXI вв. посвятила свое исследование Ю. Н. Попова. 161

В диссертационном исследовании «реконструированы основные этапы миграции ко­рейцев на территорию Краснодарского края. Обстоятельно представлены характеристики этапов переселенческого движения, сделаны выводы о том, что основные формы социально-экономической и культурной адаптации корейцев в инокультурном обществе и форми­рование этнической идентичности зависят от ряда выявленных автором факторов, в числе которых условия социализации, связь поколений, исторический опыт семьи» и др.

Безусловно, необходимо осторожно «обращаться» с таким институтом гражданского общества, чего не делает автор, как НКА Южного федерального округа. Создание подобных НКА проводилось исключительно снизу, по инициативе самих корейских общественных организаций, однако этот институт не был прописан ни в законе, ни в положении о федеральных округах.

Юбилей 140-летия добровольного переселения корейцев в Россию заметно расширил информацию об общественных объединениях на территории страны, раскрыты многие стороны их общественной работы на местах. 17′

Проблемы миграции и правовое решение вопросов интеграции и адаптации корейцев. 18)Одной из самостоятельных проблем 1990-годов – начала XXI в. стала миграция

15 Там же , с . 101, 105, 131,143.

16 Попова ( Бахмет ) Ю . И . Корейская диаспора Краснодарского края : историко – культурные аспекты . ( XX в – начало XXI в .). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук . Краснодар , 2004, и др .

17 Материалы Международной научно – практической конференции по изучению проблем совместного проживания и взаимодействия народов в Приморье . Владивосток , 5-6 ноября 2004; Корейское национально – культурное общество «Мугунхва» // Удмуртия многонациональная , Ижевск , 2001; Материалы круглого стола « 120- летие Сеульской конвенции и 140- летие добровольного переселения корейцев в Россию» // Информационный бюллетень ГУ «Московский дом национальностей» Специальный выпуск № 6 ю , М ., 2004; Проблемы этнической истории и культуры российских корейцев . Оренбург , 2005, и др .

18 В Российской Федерации в 1989 г. после более , чем 60- летнего перерыва было принято решение возродить Госкомитет по национальным вопросам . В первые годы Комитет занимался исключительно вопросами межнациональных отношений , однако затем статус ведомства изменился и перед ним были поставлены более широкие задачи .

В 1994 г. Комитет становится Министерством , которому передаются вопросы региональной политики . В 1995 г . Министерство по делам национальностей России начинает заниматься и вопросами строительства федеративных отношений . В 1998 г. Министерство становится Министерством региональной и национальной политики Российской Федерации . С 1999 г . Министерство решает проблемы федеративных

8

этнических общностей, включая и корейскую. 19′

Появилось и первое издание серии “Библиотечка по истории корейцев России” ФНКА российских корейцев. В брошюре “Российские корейцы: этапы эмиграции из Кореи” (М., МДН. 1999) Пак Дже Кын конкретно рассмотрел проблемы эмиграции корейцев в Россию, начавшейся в середине XIX века. Им определены этапы этих процессов, выявлены причины. Разумеется, рамки публикации не позволили начинающему исследователю рассмотреть и другие направления эмиграции, показать взаимосвязь между ними. 20′

По заключению автора, российские корейцы относительно легко интегрируются в инонациональную среду и особенно русскую. Вероятно, это объясняется тем, что корейцам приходится возвращаться к своим корням культуры через русскую культуру, почти полуторавековую совместную историю, взаимосвязанную трудовую деятельность в экономической сфере.

К весьма интересному и самостоятельному аспекту темы миграции обратился Ли Сун Чже. Внимание исследователя сосредоточено на анализе правового положения граждан корейской национальности, проживающих на территории бывшего Союза ССР и в России. При этом в статье Ли Сун Чже прослеживается эволюция вопроса гражданства корейцев, переселившихся на территорию бывшего Союза ССР, стремление автора показать, каким был этот путь. Исследователь обращается и к совершенно не разработанному аспекту – восстановление корейцев в правах на гражданство Республики Корея. 2″ Статья привлекает не только обилием нового фактического материала, но и выводами автора.

Проблемы воспитания культуры межнационального общения (воспитание патриотизма, формирование установок толерантности, исследование процессов политических репрессий и реабилитации).

Корейцы, как показывают исследования, проведенные учеными в последние годы, были активными участниками революционных сражений в Приморье, в других районах Даль­ него Востока и Сибири. 22′ Дальнейшее изучение этих вопросов важно в плане воспитания отношений, национальной и миграционной политики.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации ” О структуре федеральных органов исполнительной власти ” от 17 мая 2000 г. № 867 Министерство было преобразовано в Министерство по делам Федерации , национальной и миграционной политики Российской Федерации .

19 См об этом : Ло Ен Дон . Проблемы российских корейцев : история их переселения и решение . М ., 1995; Тронов А . А . К вопросу о миграции корейского населения на Дальний Восток России (1863-1960) // Известия Российского государственного института архивов Дальнего Востока . Владивосток , 1996; Джарылгасинова Р . Ш . Корейцы . // Вера и жизнь . № 9-10. М., 1997; Пэ Ын Кен . Демографическая характеристика советских корейцев Дальнего Востока . 1920-1940 гг . // Проблемы Дальнего Востока . № 5, 1998; Чародеев Г . Российские корейцы требуют отправить их на историческую родину // Известия . 1999, 20 ноября ; Почтарев А . Н . Из истории советско – корейских отношений в 20-50- е годы // Новая и новейшая история . М ., 1999, № 5, с . 135, и др .

20 Исследование этих же вопросов было продолжено в брошюре Пак Б . Д ., Пак Д . К . Образ жизни и занятия корейских переселенцев на русском Дальнем Востоке . МДН , 2000.

21 См .: подробнее , Ли Сун Чже . Еще раз о гражданстве корейцев , проживающих на территории бывшего СССР . // Корусфорум , № 4. М., 2001, с . 79-89.

22 Югай Г . А . Советские корейцы : социально – психологический портрет своего поколения . Ташкент , 1990; Пак В . Д . Корейцы в российской империи . Иркутск , 1994; он же : Корейцы в советской России (1917 – конец 30- х годов ). Иркутск – Спб ., 1995; Хан Г . В . Прошлое и настоящее корейцев Казахстана .

9

патриотизма, формирования установок толерантности в обществе. Корейцы – активные участники Октябрьской революции 1917 г. и Гражданской воины в России, особенно на Дальнем Востоке. Корейцы – непосредственные участники партизанского движения в Приморье. 23′ По поводу презентации книги о борцах-корейцах за власть в России Посол Чон Тэ Ик отмечал: «Это дань памяти и уважения нашей истории, и ее героям. Нельзя забывать добро. Патриоты всегда будут жить в наших сердцах, потому что это поднимает наш дух, потому что это важно для будущего поколения». 241

Всестороннее научное обобщение многих проблем истории советских (российских) ко­рейцев было возобновлено уже в первой половине 1990-х годов. В это время появлялись и первые диссертационные исследования. В частности, в МГУ им. М. В. Ломоносова в 1992 г . была защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук А.П. Митиным («Детерминанты поведения этнодисперсных групп»). Работа раскрывает процесс формирования национального самосознания российских корейцев.

В этой связи не менее интересным было и появившееся новое монографическое исследование С. Г. Нам «Российские корейцы: история и культура» (М., 1998). Автором собран богатейший материал о школьном образовании, прессе, театральном и музыкальном искусстве корейцев, их традициях, обычаях. Однако поле для деятельности исследователей по этой проблеме остается еще огромным.

Научную работу завершил в этот период и ученый из Республики Корея Сим Хон Ёнг. подготовивший диссертационный труд по теме «Корейский этнос в системе межнациональных отношений СССР» (М, 1998) и ряд статейных публикаций. 25) В исследовании ав­ тором были рассмотрены теоретические аспекты проблемы, затронуты такие вопросы, как политическое обустройство национальных меньшинств.

Мало известно в историографии Союза ССР, как и в российской историографии об участии корейцев, как и представителей других подвергшихся репрессиям в 1930-1940-е годы народов, в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Как репрессированные граждане они не призывались на фронт, не использовался опыт корейцев-военачальников. Первые публикации по этому вопросу показывают, что корейцы стояли в рядах тех, кто сражался на фронтах Великой Отечественной войны с фашистами, защищая свое Отечество – Советский Союз. 26)

Эта проблема заслуживает специального исследования, как требуется и ответ на вопрос:

Историко – документальное повествование о жизни корейской диаспоры (1937-1997). Алма – Ата , 1997; Р . Ш . Джарылгасинова . Корейцы // Вера и жизнь . № 9-10, М., 1997, и др .

23 См . Российские корейцы в борьбе за независимость Кореи . М ., 2004.

24 Там же .

25 См . Сим Хон Ёнг . Корейский этнос в системе межнациональных отношений на евразийском континенте : проблемы депортации в 30- е – 40- е годы . // Россия и Восток : проблемы взаимоотношений и политика движения . Челябинск . 1995; он же : Корейский этнос в системе межнациональных отношений на евразийском континенте : проблемы депортации в 30- е – 40- е годы . // Россия и Восток : проблемы взаимоотношений и политика движений . Челябинск , 1995 и др .

26 См .: Дорогой горьких испытаний . К 60- летию депортации корейцев России . М .. 1997; Пак Б . Д ., Бугай Н . Ф . 140 лет в России . Очерк истории российских корейцев . / И .. 2004; Бугай И . Ф . Корейцы в Союзе СССР – России . М ., 2004; Они сражались за Родину . Представители репрессированных народов СССР на фронтах Великой Отечественной войны . М . Новый хронограф . 2005. и др .

10

что же двигало корейцев стать на защиту той Родины, которая их «наказала». Судя по все­ му, важную мобилизующую роль в жизни общины играл высокий уровень национально­ го самосознания, уверенность в правоте свершаемых дел. Справедливо замечает по этому поводу доктор педагогических наук Н.Н. Эм: «Видимо, причину надо искать в силе духа, мужестве и воле наших пред ков… » 27)

В 1940-е годы корейцы составили многие рабочие колонны и батальоны, создававшиеся по особым указаниям советского правительства. Их труд, разумеется, бесплатный, широко применялся на лесоразработках, в угледобывающей промышленности. По приблизительным подсчетам, более 14 000 граждан корейской национальности прошли через трудовую, во многом принудительную мобилизацию. Трудовой патриотизм и героизм, проявляемый корейцами в тылу, пока слабо исследован исторической наукой.

Знаменательным событием в культурной жизни Российской Федерации явилось издание первой «Энциклопедии корейцев России» (М., 2003) под редакцией действительного члена Российской академии естественных наук, д.х.н, проф. Брони Цоя. Это богатейший по своему содержанию исторический очерк о пребывании корейцев в России, представляющий огромный корпус корейцев и играющий важную роль в плане воспитания патриотизма молодого поколения корейцев.

Одной из интересных проблем, привлекающей к себе внимание со стороны общества, выступает религия и российское корейское сообщество. Однозначно, общества нуждаются в четко выверенной концепции взаимодействия религий разных направлений с государс­твом и общественными организациями. Церковь, в нашем понимании, выступает с двух позиций: гражданин – верующий, исполняющий обязанности, определенные писанием церкви, и гражданин – член общества, выполняющий законы, по которым строит жизнь общество. Достижение церковью гармонии в этой системе как раз, по нашему мнению, и есть основная задача церкви в выстраивании взаимоотношений с государством.

Православие воспринималось корейцами как составная часть русской культуры. 28′ 1990- е годы ознаменовались появлением конкретных исследований по вопросам корейцев и православия. 291

Глубокому пониманию такой важной проблемы, как российские корейцы и реализация ими новой миссии в связях России и стран АТР способствует использование в ходе исследований метода общественно-«географического синтеза» исторических событий и явлений.

Россия – это центральное военно-стратегическое пространство Евразийского материка. Процессы глобализации делают Россию географическим центром мировой экономической системы.

27 См .: Эм Н . Н . В память о погибших . – Обряд поминания . М ., Школа Вон Гван . 2001, с . 14.

28 См . Ким Г . Корейцы проповедуют многие религии , в том числе и православие // Российские корейцы . 2002, № 2 (23), с . 13.

29 Сагитова И . О ., Прозорова Г . Миссионерские станы Владивостокско – Приморской епархии Московского Патриархата Русской православной церкви // Официальный сайт 2003. Vladivostok . eparhia . ru ; Курбанов СО . Русская православная церковь и Корея // Кунсткамера . Этнографические тетради . Вып . 11, Санкт – Петербург . 1997; Прозорова Г . Светом невечереющим . Владивосток , 2004; Сагитова И . О ., Прозорова Г . Миссионерские станы для корейцев – русско – подданных на территории Приморского края ( втор . пол . XIX – начало XX вв .) и др .

11

Еще в 1889 г. в Париже географ, историк и социолог Л. И. Мечников издал книгу «Цивилизация и великие исторические реки». 30) Как раз в этом труде автором впервые была изложена мысль о возможности применения синтеза географического и социокультурного факторов в истории цивилизации. Автор подчеркивает неразрывность среды и общества в истории, убежден, что история является их порождением, а значит, изучать историю следует на основе анализа общественного развития как синтеза географии и этнографии. Такова предыстория самого метода изучения

Наверное, не будет ошибкой утверждать тот факт, что в рассматриваемом аспекте к проблеме общественно-«географического синтеза» после столь длительного перерыва (1920-е годы) в России обратились А. И. Чистобаев и М. Д. Шарыгин. 3″

Корейцы рассматривались в общественно-«географическом синтезе» в советский пе­ риод уже в ходе проводившихся первых переселений в 1920-е годы, связанных с заселен­ностью районов Дальнего Востока, в частности, Хабаровского края. Тогда это переселение было обусловлено чисто необходимостью освоения новых географических территорий на Дальнем Востоке, расширением экономического пространства.

В этом плане необходимо показать новое положение этнической общности, в частности, российских корейцев, на определенной территории (например, Азиатско-Тихоокеанский регион – АТР, Южный федеральный округ и т.д.). очерченной географическими рамками, проследить изменение ее роли в проводимых преобразовательных процессах, протекающих в условиях нового распределения производительных сил. Это важно и в плане учета возможного экономического взлета Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

В последнее время изучаемому аспекту уделяют внимание японские исследователи. В частности, Оно Нацуко в своей публикации поставила задачу рассмотреть проблему – государство – этнические меньшинства. 32′

Время от времени к вопросу общественно-«географического синтеза» обращаются и российские ученые. В этом плане преуспел А. В. Ремнев, рассматривающий проблему применительно регионов Сибири и Дальнего Востока.” 1 Автор делает свои аргументированные выводы, опираясь на научные результаты, полученные его предшественниками, замет­ но обогащает знания по этой сложной проблеме.

Частично методом общественно-«географического синтеза» касательно развития куль-

30 См . Ставропольский альманах Российского общества интеллектуальной истории . Вып . 6 ( специальный ). Материалы Международного научного семинара «Свое» и «Чужое» в исследовательском поле «история пограничных областей» . Пятигорск , 16-18 апреля 2004 г., Ставрополь , Издательство СГУ . 2004.

31 Чистобаев А . И ., Шарыгин М . Д . Экономическая и социальная география : новый этап . А .,: «Наука» , Ленинградское отделение , 1990.

32 Оно Нацуко . Корейцы в современном Казахстане : стратегия выживания в роли этнического меньшинства // Диаспоры . 2001. № 2-3: Оно Нацуко . Государство – этническое меньшинство – этническая родина этого меньшинства ( русские , уйгуры и корейцы в постсоветском Казахстане ) // Казахстан и Россия : общества и государства . М ., 2004. с . 389-406, и др .

33 Ремнев А . В . Региональные параметры и имперская «география власти» ( Сибирь и Дальний Восток )// Ablimpeno . 2000, № 3-4, с . 343-348: он же : Региональный нарратив в новой имперской истории России» Этнопанорама ( Оренбург ), 2005, № 3-4, и др .

12

туры корейцев России и Казахстана воспользовалась в своем научном труде и Л. М. Сим. 34) «Культура российских корейцев сформировалась и развивалась как синтез культур двух национальных сообществ – русского и корейского – впервые соприкоснувшихся на даль­невосточной окраине Российской империи во второй половине XIX века», – пишет Л.М. Сим. 35>

Однако важной, если не главной составляющей этого процесса в той ситуации, в которой оказались российские корейцы, и особенно корейцы-мигранты, является способность этнической общности восстановить равновесие самоорганизации после различного рода деструктивных вмешательств извне. 36)

Разумеется, вопрос о деструктивных вмешательствах, приобретает особый характер, это самостоятельная сторона проблемы. Их пришлось претерпеть корейской этнической общности множество раз: в первую очередь принудительное переселение, развал Союза ССР, включение в миграционные процессы.

Однозначно, необходимы условия для организации своего труда, применения своих физических возможностей, использования интеллектуальных способностей.

Рассматривая этот блок вопросов темы, надо заметить, что в плане формирования национального самосознания важно изучение такой сложной проблемы, как самоидентифи­кация российских корейцев, а также корейцев, проживающих в других государствах, т. е. вне стран Корейского полуострова. По мнению Пак Хён Сон, выступавшего на названной конференции в Москве в декабре 2005 г., она не может быть одинаковой, например, корейцев, проживающих в США, Японии, Мексике, Австралии и корейцев в государствах СНГ, включая и российских корейцев.

Как констатировал ученый, в понимании жителей Республики Корея российские корейцы по известным признакам этнической общности не могут быть идентифицированы с корейцами государств Корейского полуострова и особенно с корейцами, проживающими

непосредственно в Республике Корея.”‘ Такой подход, по его мнению, обусловлен следую-

34 Сим Л . М . Российские корейцы : судьба народа , судьба человека // Мир Востока . Ежегодник факультета востоковедения Института экономики , права и естественных специальностей . Краснодар , 2003. Она же : Проблемы культурной адаптации корейцев на российском Дальнем Востоке ( вторая половина XIX в .). Мир Востока . Ежегодник факультета востоковедения Института экономики , права и естественных специальностей . Краснодар , 2004; Российско – культурные связи // Мир Востока . Ежегодник факультета востоковедения Института экономики , права и гуманитарных специальностей . Краснодар , 2006. Она же : Культура корейцев юга России // Культурная жизнь юга России . Краснодар , 2006, N ° 4 и др .

35 Сим Л . М . Корейцы Союза ССР , России и Казахстана : социокультурные процессы (20- е годы XX в – начало XXI в .). Автореферат на соискан . учен . степ , кандидата исторических наук . Краснодар , 2006, с . 25.

36 Не случайно эта сторона проблемы привлекала внимание участников состоявшейся Международной научно – практической конференции ученых Северо – Восточной Азии «Корейский полуостров и корейцы СНГ» 16-17 декабря 2005 года в Москве . ( См .: Материалы Международной конференции ученых Северо – Восточной Азии «Корейский полуостров и корейцы СНГ» . Сеул , 2005 ( на русском и корейском языках ).

37 Следует отметить , что проблема идентификации остается актуальной и в масштабе стран СНГ . Например , нет ответа на вопрос : кто такие граждане России независимо от их национальной принадлежности . Предлагается собирательное наименование – «россияне» , что вызывает неоднозначную реакцию , и особенно со стороны этнических общностей . Конечно , более приемлемой остается формулировка – «граждане России» , «единое гражданское российское общество» , что также вызывает разногласия . Таким образом , вопрос национальной самоидентификации России является также вопросом выживания государства . Принадлежность к своему государству не просто объединяет тысячи и миллионы людей в некое воображаемое сообщество . Это , как замечают специалисты Института политического и военного анализа ( См . Тезисы по российской национальной политике . М ., 2004), свободное равноправное развитие всех этнических общностей , населяющих Россию , формирование новой исторической общности , складывающейся в массовом сознании сограждан , новой политической гражданской общности . К сожалению , проблема выработки общих для всех россиян ценностей , общей идеологии не стала предметом внимания Российского государства .

В то же время эта задача решается и с успехом в других странах СНГ . Так , президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев , на территории которой проживают , как известно , и более 100 тыс . граждан корейской национальности , называет народы собирательно – «казахстанцы» , и это не вызывает какого – либо недопонимая , воспринимается обществом как удобная форма политического выражения социально ориентированного общества , развивающегося в соответствии с глобальными экономическими тенденциями . ( См . Назарбаев Нурсултан . Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии . Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана . Астана , 2006, с . 8 и др .).

13

щими факторами – отсутствие знания корейского языка, малый опыт участия в разработке и реализации экономических международных проектов, якобы неспособность российских корейцев отладить четкую систему связей на международном уровне, наличие слабой про­ слойки олигархов, отсутствие способностей заниматься бизнесом.

Подобное суждение встречается и в статье Оно Нацуко. Автор пишет: «За полтора де­сятка лет постоянных контактов казахстанские (!) корейцы убедились, что у них – иная культура и иной менталитет. Большинство казахстанских корейцев практически не владеют корейским языком. Естественно, что южные корейцы рассматривают таких русскоязычных корейцев как «не совсем» корейцев. Кроме того, корейцам из Южной Кореи не всегда удается скрыть чувство экономического превосходства». 381

Изложенный подход вызвал дискуссию. Выступавшие участники международного форума (с российской стороны) акцентировали внимание на том, что знание языка не должно быть самоцелью и особенно, с учетом тех условий, в которые была поставлена исторически этническая общность, в частности, корейская.

Для признания корейцами Республики Корея российских корейцев, как и казахстанских, узбекских корейцев идентичными корейцам Республики Корея, по мнению выступавших, важно, чтобы российские корейцы, как и корейцы, проживающие в других названных странах СНГ, были представлены в органах государственной власти, занимали достойное место в обществах этих государств. В этом, в конечном счете, и будет сила корейской общности. Кризис социальной идентичности будет сам по себе устранен. Заметно возрастет роль корейцев, независимо от государства проживания как посредников между правительствами государств и народами в них проживающими.

В качестве самостоятельного направления можно было бы представить и тему: корейцы в геополитике.

В монографии «Россия и Корея в геополитике евразийского Востока» ( XX век)», вышедшей в свет в 2000 г., В. Ф. Ли конкретизирует на основе своих многочисленных выводов такое понятие, как «современный политический процесс». Это приобретает особую важность для анализа происходящих событий в условиях современности, способствует раскрытию сути геноцида и эволюции элиты, бюрократии в переходных структурах Востока, сущности симбиозной «модели» рыночной модернизации.

14

Продолжая мысль о сущности «моделей» как техногенных, так и «моделей» выстраивания взаимоотношений между странами и этносами, их населяющими, в том числе и российскими корейцами, важно представить их такими, какими они имеются в наличии на на­чало XXI века. Это не только решение вопросов обустройства этноса на территориальном пространстве в новых условиях развития государства, в частности, российских корейцев на территории Российской Федерации и других государств СНГ, но и вопросов, касающихся проблем частного плана, участия представителей этноса в управлении государством, в раз­ витии общественного корейского движения, культурного возрождения этноса и др.

Автором определены роль и место Кореи и России в геополитике евразийского Востока начиная с 1919 года.

Исследование В. Ф. Ли помогает уяснить содержание форм современного взаимодействия названных стран в реализации этой кардинальной задачи начала XXI в.

В. Ф. Ли обращается к проблеме глобализации российско-корейского сотрудничества начала XXI в., выдвигая ее в числе превалирующих, и тут же предлагает сценарии взаимодействия стран, раскрывает роль и место принципа нейтральности для государств Корейского полуострова, а после воссоединения государств и единого общекорейского государства.

Однозначно, процессы глобализации делают Россию географическим центром экономической системы. Россия выступает одновременно объединяющим центром между сильными государствами АТР. Несомненно, изоляционизм в глобальном мире также опасен, как и слабость.

В числе заметных событий культурной жизни России, кануна 140-летия добровольного переселения корейцев в Россию можно назвать публикацию серии исследований, в том числе и выход из печати второго издания монографии «Россия и Корея», принадлежащих перу крупнейшего ученого, специалиста истории российско-корейских отношений Б. Д. Пака. 19) Автору удается в трудах выстроить по крупицам процесс самого становления и раз­вития отношений между государствами, воссоздать их реальную картину, раскрыть роль корейского сообщества в этих процессах.

Многие из сюжетов темы затрагиваются и в коллективной монографии Б. Д. Пака и Н. Ф. Бугая. На основе большого корпуса использованных архивных документов и мате­ риалов ими определяется дата добровольного переселения корейцев в Россию – 1864 год. С тех пор корейцы неразрывно связаны с Россией, из поколения в поколение, оставаясь составляющим звеном многонационального мира России. 401

Своеобразным продолжением монографии Б. Д. Пака и Н. Ф. Бугая явилась книга «Испытание временем», 41» в которой четко и последовательно раскрыт авторами международный аспект проблемы, при этом основной упор сделан на 13-летнем периоде сотрудничес-

39 Пак Б . Д . Россия и Корея . М ., 2004; Период развития дипломатических отношений между Россией и Кореей с 1860 по 1897 год рассматривается в книге Б . Б . Пака . Российская дипломатия и Корея . М ., 2004; См . также заметку ” Труды по истории российских корейцев» // Единство . Ежемесячный информационный бюллетень . Вып . 5/47. М ., 2004, с . 32.

40 Пак Б . Д ., Бугай Н . Ф . 140 лет в России . Очерк истории российских корейцев . М .: «ИВ РАН» , 2004.

41 Бугай Н . Ф ., О Сон Хван . Испытание временем … ( Российские корейцы в оценках дипломатов и политиков . Конец XX – начало XXI в .). М ., 2004.

15

тва России и Республики Корея, затронуты и вопросы отношений с КНДР.

Частично проблемы российских корейцев касается в своих многочисленных работах и М Н. Пак, хотя эта проблема не является предметом его научных разработок. Им же дает­ся объяснение необходимости коренных изменений в росте национального самосознания российских корейцев, а также их вовлечения в процессы натурализации корейского этноса в России. 421

В связи с начинавшимися в начале 1990-х годов реабилитационными процессами М. Н. Пак изложил свое видение значения государственной поддержки в проведении мер по реабилитации российских корейцев. 43′

Конечно, в числе приоритетных остаются и научные труды профессора Г. Н. Кима (Ка­захстан), посвященные корейской диаспоре в мировом масштабе. Автор не обходит стороной и российских корейцев, показывая их роль и место в решении глобальных проблем, связанных с поддержанием мира и стабильности в тех регионах планеты, где проживают корейцы. 44′

В последнее время в России большое внимание проблеме российских корейцев в мировом контексте в своем диссертационном исследовании уделила Е. Н. Фаттахова. 45) Повествование подчинено вопросу эволюции этнического меньшинства.

Можно заключить, учеными на примере корейцев (Россия, США) выстроена своеобразная «модель», которая вполне приемлема для характеристики этой стороны проблемы применительно и к другим этническим меньшинствам – цыганам, туркам-месхетинцам, хемшилам, курдам и пр.

Безусловно, выводы ученых – историков, политологов, обществоведов – представляют ценность для выработки мер по улучшению жизни этнических общностей. «Наши страны связывает история, география, политика и, конечно, экономика, – замечал в одном из своих выступлений Посол Республики Корея в Российской Федерации Чон Тэ Ик. – Мы должны стать намного ближе друг к другу. У нас существует много совместных проектов, которые нам необходимо воплощать в реальность».

Источниковедение, историография.

Делу дальнейшего развития и теоретических положений вопроса, и претворению их в практику выстраивания отношений российских корейцев с другими этническими общнос­ тями, проживающими на территории страны, а также в различных государствах, заметно содействовала работа и рекомендации III Российско-корейского форума (27-28 сентября 2001 г .), на котором многие выступления были посвящены развитию ситуации на Корейс-

42 Пак М . Н . Об исторических судьбах советских корейцев // Проблемы Дальнего Востока . № 5,1991, с . 187. См. также : Пак М . Н . ” Подлежат выселению … ” Социально – политические предпосылки депортации // Дорогой горьких испытаний . М ., 1997, с . 12-33.

43 Там же , с . 188.

44 Ким Г . И . История иммиграции корейцев . Кн . 1. Вторая половина XIX века – 1945 год . Алма – Ата , 1999, и др .

45 Фаттахова Е . И . Корейские диаспоры в России и США : история , адаптация и интеграция ( конец XIX – XX в .). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук . Краснодар , 2004.

16

ком полуострове и путям дальнейшего сближения стран.

Обсуждение проблем взаимоотношений между странами Корейского полуострова и Российской Федерации были продолжены участниками состоявшегося в середине октября 2003 года V – ro Российско-корейского форума. Значительная часть докладов его посвящалась месту российских корейцев в этих процессах. 46′

Продвинул изучение проблем корееведения, в том числе и вопросы истории российских корейцев, очередной VII Русско-корейский форум ученых и практиков России и Республи­ки Корея, проходивший в Москве 27-28 марта 2006 г. в Дипломатической академии МИД России.

В России был опубликован новый сборник документов под общим названием «Лубянка. Сталин и Главное управление госбезопасности НКВД. 1937-1938». (М., 2004). Материалы сборника позволяют сделать непреложный вывод, что фактически два года из жизни стра­ны в условиях тоталитарного режима – это по своему объему целая историческая эпоха, сопровождаемая, если учесть и первую половину 1930-х годов, усилением репрессий, новыми жертвами во имя укрепления функционировавшего режима.

В последние годы повышенный интерес к проблеме этнических меньшинств в России способствовал появлению значительного числа публикаций документов и материалов, которые во многом расширяют познания по вопросу о месте и роли корейцев, как в мировом масштабе, так и конкретно в регионе Юго-Восточной Азии. 47′

Уже в 1990-е годы предпринималась попытка обобщения историографии проблемы применительно российских корейцев. Эту задачу частично решали Сим Хон Ёнг, Н. Ф. Бугай и др. Ими давалась оценка научным трудам, выявлялись слабо изученные аспекты проблемы. 48′

Выводы.

Вывод однозначный. Главной задачей этнических общностей России, включая и российских корейцев, является сделать Россию глобальным лидером. Для этих целей она должна быть доминирующей прежде всего в военно-политическом отношении.

России необходимо иметь совершенные демократические формы государственного управления, существенное влияние на развитие ситуации в мире, основанное на привлека­тельности политического, экономического и социального устройства, российской много­ национальной культуры, образа жизни.

По нашему мнению, было бы целесообразным провести исследования роли и места этнических общностей в развитии экономического сектора государства и, в первую очередь, его сельскохозяйственной сферы. Очевидна потребность в историко-экономическом обобщении этого аспекта проблемы. На наш взгляд, это позволит получить и конкретные

46 См . Пятый Российско – корейский форум . М ., 2004.

47 «Корейцы в Союзе ССР – России . ХХ – й век . История в документах» . М ., 2004; «Лубянка . Сталин и Главное управление госбезопасности НКВД . 1937-1938 » . М ., 2004 и др .

48 Сим Хон Ёнг . Историография проблемы «русских» корейцев в 30-40- е годы // Народы России : проблемы депортации и реабилитации . Майкоп , 1997; он же : Историография проблемы депортации российских корейцев в 30-40- е годы в Союзе ССР // Вера и жизнь . 1997, № 9-10, Бугай И . Ф . Корейское этническое меньшинство в российской историографии // Вера и жизнь , № 16. М., 2000 и др .

17

выводы и ответы на вопросы: какой вклад благодаря своему интеллектуальному потенци­ алу может вносить этническая общность в развитие экономической составляющей своей страны.

Однозначно, нуждается в разработке и проблема культуры российских корейцев, располагающих именно нерастраченным духовным потенциалом, богатым накопленным опытом развития русской и своей национальной культуры. Без реализации этой задачи трудно будет поддаваться решению такая государственная задача, как воспитание культуры меж­национального общения. Для корейцев как российских, так и мигрантов, прибывающих из республик Средней Азии решение этой задачи, по моему мнению, несколько облегчено, что обусловлено знанием ими русского языка (98 % граждан корейской национальности владеют русским языком). Хотя в идеале было бы лучшим и знание родного языка.

Ждут своего исследования и проблемы политического плана, в первую очередь, обобщение опыта деятельности институтов гражданского общества. До сих пор отсутствует обобщающее исследование по истории системы институтов гражданского общества, таких как ФНКА российских корейцев, региональных и местных НКА, т. е. всей системы этих институтов гражданского общества.

В политическом плане важно и исследование истории жертв политических репрессий 1930-х годов. С учетом изданного восьмитомного сборника документов о жертвах политических репрессий было бы целесообразно подготовить монографическое исследование, в котором обобщить это направление, сказать правду об этих горьких страницах истории корейской этнической общности в Советском Союзе, что необходимо в плане решения за­дач по воспитанию толерантности и патриотизма. Необходимо провести огромную изыскательскую работу по выявлению документов и материалов об участии корейцев в рево­люциях, гражданской войне, в войнах 1941-1945 гг. и 1950-1953 гг. Это направление будет содействовать восстановлению исторической справедливости.

Представители корейской этнической общности, у которой служение Отечеству было всегда в особом почете, оказались или в принудительном порядке в числе не призываемых в Красную армию, или против их воли изъятыми из рядов Вооруженных сил. В то же время то, что удалось выяснить об участниках-корейцах Великой Отечественной войны, свидетельствует об их героической борьбе, неиссякаемой любви к Родине, об исполнении ими воинского долга. Корейцы и в условиях новой России демонстрируют высокое осознание необходимости служения России: уже в 1990-е годы – начале XXI века героями России стали именно корейцы.

Особый интерес представляет изучение темы российских корейцев с использованием метода общественно-«географического синтеза», имевшего распространение в 1920-е годы и так быстро отвергнутого новой социалистической исторической наукой. Это позволит выяснить в комплексе многие сложные вопросы взаимодействия народов на географически ограниченном пространстве – государство, регион, где переплетаются интересы многих государств и народов.

Вряд ли можно сделать вывод, что все известно по такой научной проблеме, как репрессии и реабилитация советских (российских) корейцев, хотя подступы к изучению темы во многом определены. Однако, по нашему мнению, было бы целесообразным обратить внимание на такой контингент корейцев (пользуясь терминологией НКВД СССР), как корейцы, занятые в трудовых колоннах и батальонах. Какова их судьба? Каким весомым был их вклад в поднятие экономического потенциала страны?

На мой взгляд, имеются все основания для изучения проблемы корейцев стран СНГ. Это важно в плане выявления особенностей жизнеобустройства, решения проблем трудовой занятости, обмена опытом, реализации мер по организации активной общественно-политической деятельности корейской общности, улучшения материального благосостояния, развития культуры и др. В связи с этим заслуживает внимания такой феномен, как исполне­ние корейцами роли связующего элемента в отношениях между государствами Корейского полуострова, Россией и странами СНГ. Безусловно, это можно было бы выполнить усилиями коллектива историков России и стран СНГ.

Судя по всему, настало время для подготовки коллективного историографического труда, в котором можно было бы обобщить материал по истории российских корейцев и корейцев других стран СНГ, сделать соответствующие выводы и рекомендации, выявить слабо изученные стороны проблемы. Пока же такая попытка предпринималась на уровне научных статей.

В трудных условиях приходится российским корейцам выживать в начале XXI века. Через общение с другими народами России, русскую культуру, культуру других народов России они проявляют себя, занимая достойное место в российском обществе.

В связи с этим справедливо заметил Президент Республики Корея Но My Хён во время своего последнего визита в Россию, что, «несмотря на исторические испытания, наши со­отечественники (российские корейцы. – Н. Б.), действуя в единстве с другими народами, сохранили свою национальную идентичность (буквально горделиво выросли как образцо­ вый малый народ), демонстрируя при этом великое упорство корейской нации …»

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.

Translate »