Рожденная в пламени. Корейская керамика из Национального музея Кореи

Инна Цой сообщает:

30 июля в Государственном Эрмитаже начнет работу выставка «Рожденная в пламени. Корейская керамика из Национального музея Кореи».

Первая экспозиция шедевров из коллекции Национального музея Кореи – «”Ветер в соснах.” 5000 лет корейского искусства» – представленная в Эрмитаже в 2010 году, включала в себе более 350 предметов: живопись, скульптуру, керамику, произведения прикладного искусства, образцы письменности и книги. Новая выставка корейского искусства посвящена исключительно керамике.

Кувшин в виде дракона-черепахи Корё. XII в. Каменная масса, селадоноваяглазурь; гравировка, штамповка Национальный музей Кореи (Сеул)

Кувшин в виде дракона-черепахи
Корё. XII в.
Каменная масса, селадоноваяглазурь; гравировка, штамповка
Национальный музей Кореи (Сеул)

Корея – страна с давними традициями гончарства. Искусство керамики здесь прошло долгий путь совершенствования и освоения новых техник. Представленные экспонаты охватывают промежуток с древнейшего времени до работ современных мастеров последнего десятилетия. Таким образом, показывается  развитие корейского керамического искусства от классических образцов до новаторских художественных объектов, созданных недавно.

Ранний этап представлен изделиями периода трех корейских государств: Когурё (37 г. до н.э – 668 г. н.э), Пэкче (18 г. до н.э. – 660 г. н.э) и Силла (57 г. до н.э. – 668 г. н.э.), а также протогосударства Кая (42-562 гг.) и государства Объединенное Силла (668-935 гг.). У каждого из них был собственный стиль керамики с характерными особенностями. 

Представленные в этом разделе изделия отражают взгляды корейцев того времени на жизнь и смерть. Это бытовые изделия и погребальный инвентарь, помещавшийся в захоронения. Памятники, обнаруженные при раскопках захоронений правителей государств и знати, свидетельствуют об усложнении религиозных представлений и совершенствовании технологий в работе с различными материалами. Появляются керамические сосуды в форме животного или человеческой фигуры, которые использовали в похоронном обряде или во время церемонии поклонения духам предков. Предполагается, что они выражали пожелание благополучного вознесения на небо души умершего и после проведения церемонии помещались в могилу усопшего.

Сосуд с крышкой Чосон. XV–XVI вв. Фарфор, бесцветная глазурь Национальный музей Кореи (Сеул)

Сосуд с крышкой
Чосон. XV–XVI вв.
Фарфор, бесцветная глазурь
Национальный музей Кореи (Сеул)

Последующий период Корё (918-1392 гг.) ассоциируется с наивысшим пиком в развитии корейского гончарства. Керамика стала наиболее выдающимся художественным явлением того времени. В X веке в Корее впервые был произведен селадон, возникший под влиянием китайских образцов. Тонкостенные сосуды, разнообразные по форме и назначению, покрывали бледной голубовато-зеленой глазурью. Этот цвет в Корее получил название писэк, “цвет зимородка”. Позднее в Европе сосуды стали называть селадонами. К XI веку селадон Корё встал на собственный путь развития. Ярким примером этого является сангам — инкрустированный селадон Корё. По сей день коресские селадоны ценят за непревзойденную красоту, выражающуюся в изысканности формы и цветовой гаммы. Помимо инкрустации в оформлении селадонов использовались рельефная лепка, штамповка, подглазурная роспись железистыми и медной красками.

Сосуд с изображением винограда и обезьяны Чосон. XVII–XVIII вв. Фарфор; подглазурная роспись железосодержащей краской Национальный музей Кореи (Сеул)

Сосуд с изображением винограда и обезьяны
Чосон. XVII–XVIII вв.
Фарфор; подглазурная роспись железосодержащей краской
Национальный музей Кореи (Сеул)

Следующим этапом развития керамического искусства стал пунчхон, явившийся переходным звеном от селадона Корё к фарфору эпохи Чосон (1392-1897 гг.). Сосуды пунчхон имеют черепок серого или серо-белого цвета, поверхность изделия покрывали ангобом (белой глиной), по которому наносили краской либо вырезали орнамент. В отличие от селадонов эпохи Корё, сосуды пунчхон отличаются большей простотой, свободой и живописностью декора. Пунчхон был популярен в течение почти двухсот лет, в XV и XVI веках, после чего уступил место фарфору. Фарфор для чосонского двора производился в официальных мастерских Кванчжу, провинция Кёнгидо. Своеобразие декора фарфоровых изделий построено на контрасте белого фона и одноцветного рисунка, выполненного подглазурным кобальтом или окисью железа. Над росписью фарфоровых изделий для двора работали лучшие художники академии живописи Тохвасо. Открытие технологии производства твердого фарфора привело к созданию великолепных изделий, которые считаются вершиной мастерства керамистов эпохи Чосон.

Капельница для разведения туши в виде персика Чосон. XIX в. Фарфор; подглазурная роспись кобальтом и медной краской Национальный музей Кореи (Сеул)

Капельница для разведения туши в виде персика
Чосон. XIX в.
Фарфор; подглазурная роспись кобальтом и медной краской
Национальный музей Кореи (Сеул)

Традиции корейского керамического искусства, основанные на особом художественном вкусе, тонком понимании своеобразия керамических форм, их конструктивных особенностей и соотношения с декором, нашли продолжение в наши дни. Мастера-керамисты современной Кореи переосмысливают классические формы и стиль родной керамики. Представленные на выставке работы современных художников отражают глубокое влияние, которое корейская керамика по сей день продолжает оказывать на искусство.

Подставка для кистей с ажурным орнаментом в виде цветов лотоса Корё. XII в. Каменная масса, селадоновая глазурь; сквозная резьба, рельеф, гравировка Национальный музей Кореи (Сеул)

Подставка для кистей с ажурным орнаментом в виде цветов лотоса
Корё. XII в.
Каменная масса, селадоновая глазурь; сквозная резьба, рельеф, гравировка
Национальный музей Кореи (Сеул)

Бутыль с изображением рыб Чосон. XV–XVI вв. Керамическая масса, ангоб, подглазурная роспись железосодержащей краской Национальный музей Кореи (Сеул) Коллекция Ли Хонгына (псевдоним Тонвон), 1981 г.

Бутыль с изображением рыб
Чосон. XV–XVI вв.
Керамическая масса, ангоб, подглазурная роспись железосодержащей краской
Национальный музей Кореи (Сеул)
Коллекция Ли Хонгына (псевдоним Тонвон), 1981 г.

Набор крытых чашек на ножках в большой чаше Силла. Вторая половина V в. Керамическая масса; сквозная резьба, гравировка Национальный музей в г. Кёнчжу

Набор крытых чашек на ножках в большой чаше
Силла. Вторая половина V в.
Керамическая масса; сквозная резьба, гравировка
Национальный музей в г. Кёнчжу

***

Источник: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/temp_exh/2016/earthspiritfireair/?lng=ru

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.