Ситуация: как TORG стал OLX

Глава OLX.uz, пользователи и представители онлайн-отрасли о новом дизайне бывшего Torg’а.

В середине сентября OLX.uz (бывший Torg.com и Torg.uz) полностью обновил дизайн и платформу своего сайта. Редизайн сайта вызвал мощную обратную реакцию группы пользователей, недовольных различными нововведениями.

Вячеслав Кан

Вячеслав Кан

VOT узнал у главы OLX.uz, Вячеслава Кана, как компания пережила переходный период, а также пообщался с пользователями сайта и представителями онлайн-индустрии.

Что изменилось

Хотел бы отметить ключевые изменения. В первую очередь это сам движок. Платформа, которая используется на OLX.uz, работает в том числе в Польше, Индии, Болгарии, Казахстане, Украине и во многих других странах. Ежедневная посещаемость OLX во многих этих странах составляет миллионы пользователей, а количество публикаций зашкаливает за сотни тысяч в сутки. Это глобальный продукт, хорошо проверенный на других рынках.

Многие из стран, где работает платформа, отстают от нас по уровню проникновения и развития интернета. Значительная часть пользователей в таких странах — это жители деревень, которые заходят на сайт с бюджетных устройств. OLX — это продукт, который проверен в работе с начинающими пользователями интернета. Поэтому была уверенность в том, что он будет лучше старого сервиса. Да, платформа пока непривычна для старых пользователей. Но, если смотреть объективно, старая версия была сложна для новых пользователей, с большим количеством избыточных функций и сложным многоуровневым каталогом.

Другое отличие — удобство для пользователей мобильных устройств. Количество пользователей приложения после перезапуска платформы выросло на сотни процентов за несколько недель (за 36 дней с 16.09 по 21.10 рост посетителей Приложения составил 260%, а количество просмотренных страниц Приложения увеличилось на 1 470%). Мы рассчитывали на такой взрывной рост.

Узбекистан — очень «мобильная» страна. По отчетам и опросам видно, что больше половины пользователей выходят в интернет с мобильных устройств. Мобильная версия старого сайта была очень популярна, но вот старым приложением пользовался малый процент владельцев устройств. Теперь OLX имеет приложение мирового уровня и это видно по росту использования приложения. Сейчас команда дорабатывает продукт, им помогают отзывы пользователей, но в целом, все работает отлично. Становится понятно, что простое в использовании приложение — именно то, что нужно нашему рынку.

z4ujf3Wb7-rknSMSqt1YZxfeVCMnAHz8

В классической платформе OLX специально для Узбекистана были изменены особенности раздела недвижимости. Мы ввели ограничение на два объявления для пользователя. Мы хотим развивать официальный рынок риелторских услуг, не допуская и противодействуя «черным» и «серым» маклерам. Очевидно, что обычному пользователю хватит и двух объявлений в разделе, например, для продажи квартиры и гаража. Мы сотрудничаем с официальными риелторскими организациями, от них мы получаем копии документов, подтверждающих деятельность и письма со списком сотрудников, которым предоставляется право размещать больше двух объявлений в разделе Недвижимость.

Ужесточены правила в целом по сайту, чтобы увеличить качество объявлений. Мы хотим, чтобы люди легко находили товар на сайте, не сталкиваясь с сомнительными или повторяющимися объявлениям. Поэтому, например, убраны объявления о покупке. Я считаю, что сервис онлайн-доски объявлений должен работать так: кто хочет продавать — добавляет объявления, а кто хочет купить — ищет среди имеющихся объявлений. Объявления о покупках нужны в первую очередь тем, кто занимается скупкой товаров. Мы же хотим помогать обычным людям. Запрещена продажа легального оружия, в первую очередь пневматики, это наше принципиальное решение. Новая платформа скрупулёзно проверяет объявления на предмет повторов. Если раньше это больше приходилось делать вручную, то сейчас это делается автоматически.

Ключевой фактор — это простота и надежность. Упрощен поиск по словам, по каталогам, находить и добавлять объявления стало удобнее и легче.

Неизбежность перехода

Процесс перехода неизбежен, но должно пройти некоторое время чтобы привыкли. У нас очень консервативная страна, людям тяжело менять свои привычки. Мы уже проходили это три года назад, когда полностью меняли платформу и сталкивались с такой же обратной реакцией, жалобами и призывами вернуть все назад. Спустя некоторое время, постоянные пользователи привыкли и в отзывах признавались, что новая версия оказалась удобнее и лучше предыдущей. Поэтому негативные отзывы сразу после изменений ожидаемы: это было везде, на всех рынках и сайтах OLX, где проходила смена платформы. Это этап, который надо было пережить, чтобы стать лучше и эффективнее.

Тот сайт, который был 11 лет назад, когда мы запускали, и его нынешняя версия, — это небо и земля. Сервис постоянно менялся, да так, что уже сложно вспомнить как выглядела первая версия сайта. Первоначальная платформа была весьма примитивна. Не было никакой регистрации, в объявлении был лишь заголовок и сам текст. Постепенно сайт изменялся, дорабатывался, улучшался функционал.

Кардинально сервис поменялся три года назад, когда пришлось разрабатывать новую платформу с нуля. Тут нужно понимать, что это было необходимо. Это как фундамент — невозможно построить большой, качественный, высокий и просторный дом на старом фундаменте деревянной лачуги. Мы не можем держать на одном участке старую и новую платформы, это невозможно по техническим параметрам. Нам говорили, мол, почему бы вам не сделать переход постепенным или не держать две версии сайта одновременно.

Но дело в том, что две версии используют разные базы данных с разными параметрами и добиться одновременной работы двух версий невозможно. Такое не было сделано ни в Индии, ни в других странах с колоссальной посещаемостью и сильной конкуренцией, несмотря на то, что риски того, что резкие изменения могут привести к потере пользователей, были велики. Люди должны понимать, что нам нет смысла переходить на новую платформу от OLX, если она не будет кардинально улучшать сервис.

Реакция пользователей

Мы ожидали, что пользователям будет сложно принимать изменения, поэтому постарались заранее объявить о планируемой смене платформы через баннеры на сайте, рассылки и пресс-релизы, создали специальную страницу с описанием основных изменений, чтобы можно было посмотреть, как изменится ресурс. Если смотреть по отзывам на сайте, через форму для связи, на форумах и в соцсетях, то пик недовольства пришелся на первые два-три дня после запуска. Вся команда работала в режиме аврала до 2–3 ночи, отвечая на жалобы и поясняя пользователям нововведения. Большей частью это были эмоции. Представьте, человек заходит на сайт и видит, что все кардинально поменялось. Нормальная реакция человека — возглас «верните все назад».

Следующий этап, когда проходят эмоции, это когда человек начинает смотреть и пользоваться обновленным сервисом, тогда уже появляются отзывы и жалобы по существу, мол, здесь не переведено, там сложно найти функцию или кнопку.

На новой платформе подробно сделан раздел помощь, везде есть подсказки и это помогает разобраться в сервисе тем, кто в первый раз или для кого новый интерфейс непривычен. Переход не был слишком болезненным, исходя из статистических данных. Был спад посетителей в десктопной версии, но мобильная версия и Приложение показывают рост посещаемости. На сегодня, как показывает статистика в Google Analitycs, общая посещаемость сервиса за 36 дней с 16.09 по 21.10 выросла на 15% по сравнению с аналогичным периодом до смены платформы, а количество просмотренных страниц выросло в 1,5 раза и составило почти 63 млн за 36 дней.

OLX, INC и NASPERS

Naspers, которому принадлежит OLX — глобальный конгломерат, и сотрудничество с ним открывает нам большие возможности, в первую очередь с точки зрения изучения опыта работы подобных сервисов в других странах. Сам факт того, что глобальные интернет компании обращают внимание на рынок Узбекистана, свидетельствует о большом потенциале развития интернета и электронной коммерции в частности. Глобальных игроков привлекает большое и быстрорастущее количество онлайн пользователей, наличие довольно развитой сети мобильной связи и экономические перспективы страны.

Интернет для жителей Узбекистана все больше становится не только средством развлечения и общения, но и местом, где делают бизнес, продают вещи, находят работу. Мы уже более 11 лет развиваем электронную коммерцию в Узбекистане и переход на новую платформу OLX должен ещё больше помочь в этом направлении.

От себя

Хочу от себя добавить, что мне, как создателю старого движка, в который было вложено столько сил и времени не только мной, но и всей нашей командой, решение о смене платформы далось нелегко. Torg.uz — наше детище, которое 11 лет растили с нуля, по крупицам собирая опыт и подходы других площадок по всему миру. Пользователи должны понимать, что если мы решились на переход, значит мы точно уверены, что новая платформа даст больше возможностей пользователям. Уже сейчас мы видим гигантский рост пользования мобильным приложением. Значит, решение было правильным.

Я вспоминаю одну из моих любимых бизнес книг — «Маркетинговые войны», написанную Элом Райсом и Джеком Траутом. Несколько раз перечитывал и прослушивал ее, даже готовил презентацию в кругу бизнесменов, где мы делимся впечатлениями от прочитанных книг. В этой книге описывается один из основных принципов лидера — лидер рынка должен иметь мужество атаковать самого себя, при этом приводится всем известный пример компании Gillette, выпускающей год от года бритвенные системы лучше предыдущих. При этом они намеренно отказываются от текущей выгоды ради стратегической победы.

Мы взяли на себя мужество полностью поменять платформу, выслушать кучу недовольства и даже оскорблений, которые действительно имели место быть, потому что мы должны улучшаться, чтобы оставаться лидерами и приносить ещё больше пользы жителям Узбекистана. Мы работаем над устранением багов и ошибок, и активно собираем отзывы и пожелания пользователей, поэтому мы всегда открыты для обратной связи. OLX.uz будет развиваться и становиться лучше, чтобы предоставлять качественный сервис. Надеюсь, что пользователи почувствуют эффект от перемен и смогут продавать и покупать через OLX ещё быстрее и удобнее!

Мнения пользователей

Вадим Пономарев/Менеджер проектов

Довольно часто пользуюсь «торгом» для покупки и продажи различных товаров. Мне нравится платформа тем, что можно найти хорошие, редкие вещи по цене ниже рыночной и продать что-то свое по хорошей цене и без посредников.

Новая платформа не понравилась. Конечно, приходится пользоваться, но, кажется, стал заходить на сайт реже. Все выглядит менее удобным, но постепенно уже привык. Вначале автоматическая модерация приводила к большому количеству фейковых объявлений, но, к чести работников сервиса, как только они поняли, что «пошла руда», была снова введена усиленная модерация, и сейчас качество объявлений даже выше, чем до редизайна.

Опробовал новое приложение — действительно качественное нововведение. Какие бы болезненные перемены не вводили бы на «торге», все свыкнутся, потому что такого всеобъемлющего и массового сервиса уже не будет, хотя из новых нишевых сайтов понравились tom.uz и avtobor.uz.

Наталья Иванова/Управляющая гостинично-ресторанного комплекса

Захожу на сайт раз в неделю. Уже вошло в привычку искать там всё, что может пригодиться в быту. Это могут быть услуги сантехника или новая посуда. Проверяю, не появились ли новые вакансии. Бывает и такое, что заходишь на сайт с конкретной целью, видишь что-то интересное среди премиум объявлений на главной и зависаешь надолго.

Ребрендинг и новый дизайн в первое время немного шокировали. Вот представьте, вы всегда ездите на машине с рулём расположенным на правой стороне, а потом, бац, руль поменяли. Вроде всё тоже самое, но сила привычки берёт своё. Через некоторое время новый дизайн начал нравиться все больше и больше. Сайт уже не настолько перегружен всяческими объявлениями и кучей разных направлений по левой стороне. Сейчас всё просто и легко, прямо перед глазами, необходимо лишь определиться с направлением и кликнуть. Дизайн тоже стал приятнее, я бы даже сказала современнее. Хотя я по привычке набираю сначала torg.uz, а потом он редиректит на новый сайт. Собираюсь опробовать новое приложение.

Алина Кудрявцева/Координатор отдела продаж

Часто пользуюсь сервисом по работе, просматриваю кандидатов и вакансии, черпаю информацию по спросу и предложению. «Торг» помогает в поиске жилья на вторичном рынке, помог мне в продаже старых мобильных телефонов. Новый дизайн не впечатлил, интерфейс и поисковая система стали менее удобными. Поначалу стала реже заходить на сайт. Интересно, есть ли шанс вернуть старую версию? Мне кажется, я не одна, кто не смог принять новый дизайн.

Вадим Цай/Инженер

Торгом пользуюсь, нечасто, но почти всегда, если надо продать какие-то вещи или найти что-то нужное. Новая версия чисто визуально выглядит симпатично. Уже успел продать телевизор через новую версию. Не понравилось, что теперь при объявлении можно указать только один номер телефона.

Думаю, люди продолжат пользоваться онлайн-объявлениями, и тут OLX уже никто не догонит. Хотя, может быть появятся новые форматы связанные с соцсетями, но не могу что-то предположить.

Мнения представителей онлайн-индустрии 

Минас Саркисян/Cпециалист по маркетингу и рекламе

OLX.UZ стал настоящим онлайн рынком всей страны. Если вам нужна машина, вы заходите на сайт, нужна квартира — заходите на сайт. Есть и другие ресурсы, но почему тогда первым в голову приходит OLX? Вопрос риторический.

На нашем интернет рынке не существует аналогов сервису, и это, кстати, во многом объясняет то негодование, с которым был встречен новый бренд OLX.uz и тем более новый дизайн. Массовый пользователь консервативен, и во многом «ленив». С другой стороны, сайт вмещает в себя уникальную базу продавцов и покупателей, которых вы не найдете больше нигде в Узнете.

Рад, что компания провела ребрендинг, эволюция с постепенными периодами больших перемен нужны любому успешному бизнесу. Судя по реакции рынка, новость о покупке «Торга» задала тон, открылось много аналогов и нишевых сервисов. Это хорошо, конкуренция приведет к улучшению сервисов. Компания имеет свою успешную философию — демонстрировать максимальную приближенность к потребителю и гибкость по отношению к рынку.

Важность OLX можно оценить, представив ситуацию, в которой он бы перестал работать. В таком случае открылось бы еще сто онлайн-площадок предлагающих уникальные услуги. Пользователь терялся бы в догадка — где теперь продать? Где купят быстрее? Не будем забывать, что OLX пользуются не только в Ташкенте, но и в регионах. Я не знаю хороших аналогов, так эффективно работающих в регионах. Никто не смог бы быстро удовлетворить потребности региональных пользователей.

Бобир Акилханов/Предприниматель, соучредитель Т4К

OLX.uz смог стать тем же, что Craigslist для американцев, или Avito — для россиян, — незаменимой массовой платформой для объявлений о продаже всего и вся. Альтернатив для OLX.uz не найти, хотя некоторые стартапы смогут откусить небольшой кусок от этого рынка, например, это может быть в случае сервисов по поиску работы, а также машин и недвижимости.

OLX.uz, был первым кто вышел на рынок, и, благодаря постепенным необходимым нововведениям, смог удержать лидерство и где-то даже монопольный статус на рынке. Что касается дизайна, слышал, что поначалу многим он не понравился. Сам я сервисом не пользуюсь, поэтому не могу дать компетентного комментария.

Алишер Эльмурадов/Основатель и руководитель компании SmartLab

OLX для меня — это самая крупная отечественная площадка коммерческих предложений. Если отталкиваться от разделов сайта, то, по некоторым разделам альтернатива есть в виде сайтов самих производителей, Golden Pages (справочная информация) и Glotr (если нужно посмотреть всю номенклатуру товаров). Если рассуждать об OLX, как о доске актуальных объявлений, то альтернатив нет и это факт. Думаю, что секрет успешности OLX, в упорном труде основателей и команды на протяжении долгого времени.

На новом сайте я был всего пару раз. Как пользователь не имел возможности оценить удобства или неудобства, но знаю, что этот интерфейс опробован на миллионах пользователей Slando, думаю и наша аудитория к нему скоро привыкнет. Самая распространенная реакция на редизайн Торга с точки зрения рынка — это попытки создать клон с прежним дизайном. Мол, все, кому не нравится новый дизайн перейдут к нам. Это в корне неверное решение, так как главное в OLX — это не дизайн и функционал, а количество пользователей и объявлений.

Текст: Миразиз Базаров

Фото: Финат Разяпов

Источник: https://www.vot.uz/article/2015/10/28/torg-uje-ne-tort

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.

Translate »