Слово о художнике. Ан В. С. (Ан Ир) (1929 — 2019)

 

Фото Марка Ли. Портрет художника Ан В. С. (Ан Ир)

Мне судьба подарила встречу с удивительно талантливым человеком — Аном Владимиром Сергеевичем. Причем, встречи происходили как в корейской пословице: «Первая встреча — случайность, вторая — судьба, а третья — необходимость».

В ранние годы моего детства одним из самых памятных явлений был приезд в наш колхоз им. Свердлова (Сиенго) настоящего художника. И малые и взрослые, все почувствовали сопричастность к нечто высокому, доселе недостижимому, теперь, казалось, что высокое искусство пришло к нам прямо во двор. И когда художник, на площади перед клубом, писал портреты вождей, туда стекался народ, чтобы увидеть чудо рождения портрета. Помню себя с каким замиранием следил за длинной палкой с карандашом на конце, когда от быстрых и точных движений рождался узнаваемый образ, от этого все приходили в оживление. Это было представление, театральное действие, разве что не хлопали, но гул всеобщего одобрения стоял на площади.

Вторая встреча произошла через много-много лет после первой. Мой интерес к изобразительному искусству, заложенный в детстве приездом настоящего художника, с годами только усиливался. И был период увлечения традиционным узбекским искусством, я стал посещать одно из самых красивых мест города Ташкента — медресе Абулкасым на Бешагаче — сосредоточие больших мастеров, если не сказать, выдающихся художников миниатюристов современности. Их работы участвуют во всех крупнейших выставках, организуемых Республикой Узбекистан за рубежом. Их работы высоко оцениваются коллекционерами Парижа и Сеула, Токио и Нью-Йорка, ценителей из Среднего и Ближнего Востока потрясает виртуозное исполнительское мастерство, а европейцев впечатляет не только изощрённое письмо, но и мысли, запечатлённые в миниатюрах.

С первых моих шагов в медресе я почувствовал благожелательное, дружеское отношение к себе, было ощущение незаслуженной чести. Разгадка столь внимательного отношения открылась чуть позже. Приветствовали меня, как корейца, именно только за то, что являюсь представителем нации, к которому принадлежал их Учитель — Ан Владимир Сергеевич.

От учеников Владимира Сергеевича узнал историю возрождения Восточной миниатюры, становления Ташкентской школы, основателем которой являлся их Учитель. История удивительная по своей коллизии — кореец и основатель Ташкентской школы лаковой миниатюры. Такое возможно при наличии не только таланта художника, но и твёрдого характера с даром впитывать художественные традиции прошлого и в такой же степени отдавать, передавать обработанное в своей душе знания. Все ученики отмечали его педагогический дар и руководствуются теми же приёмами передачи знаний, что их Учитель. Теперь они сами обросли учениками, поэтому школа живёт и развивается.

Однажды в медресе я встретился с Владимиром Сергеевичем. Уважительно поздоровались. Протягивая ему руку, я представлял с каким большим мастером обмениваюсь рукопожатием, и тут почувствовал с какой теплотой, по-братски, пожимает он руку. Он здоровался со мной, в первую очередь, как с корейцем. Я это запомнил.

Третья встреча произошла после того, как я написал документальную хронику истории семьи «Братья Хан», и как в пословице наши отношения стали необходимостью. Владимир Сергеевич узнал, что я являюсь потомком Хан Чан Голя, командира корейских партизанских отрядов и без лишних слов пригласил к себе в мастерскую. В мастерской я был потрясён огромным количеством картин, главное портретов, написанных чрезвычайно реалистично, но самое главное потрясение, это — все портреты изображали корейцев. Первое впечатление было ошеломляющим. И в моё потрясенное сознание стали проникать негромкие слова о том, что он хочет написать портрет Хан Чан Голя. Далее, не дав опомниться, Владимир Сергеевич стал показывать портреты Героев, Борцов за независимость Кореи — Ан Джун Гына, Чхве Джэ Хёна, Ли Дон Хви, Ким-Станкевич, Хон Бомдо, Ким Афанасия. Впечатление от всего увиденного было столь велико, что не мог рассуждать, говорить. И лишь потом, в следующий раз, мы заговорили о патриотах, о времени, о подвигах, о национальном освобождении, о Героях Борцах за независимость Кореи, о каждом Герое отдельно. Владимир Сергеевич обладал серьезными знаниями по истории национально-освободительного движения корейцев русского Дальнего Востока. Беседа с ним на эту тему, это был сплошной поток информации, а преображённая информация в художественный образ дал тот исключительный результат, которым по праву может гордиться нация. Каждый Герой написан с огромной любовью, личность каждого раскрывается через особенные, только ему одному присущие качества — взглядом, позой, посадкой головы, одеждой, наконец фоном, очень многозначительным, отражающий его деяния.

Работы Владимира Сергеевича по утверждению и увековечиванию памяти Героев Борцов за независимость Кореи, дело в высшей степени благородное и святое. Его патриотизм в прославлении Героев поднимает уровень нашего самосознания, воспитывает дух национальной гордости.

Одной из вершин признания творчества художника была выставка, приуроченная к открытию Дворца корейской культуры и искусств президентами Мун Чжэ Ином и Шавкатом Мирзиёевым, где демонстрировались портреты Борцов за независимость Кореи работ Ана Владимира Сергеевича.

Кроме моих трёх встреч с художником необходимо сказать о главном в творчестве Владимира Сергеевича, это — история корейцев, история их переселения из Кореи в русское Приморье, история выселения корейцев из Приморья в Среднюю Азию, жизнь и быт выселенных корейцев на новой земле и портреты современников.

Давайте обратимся к словам самого художника в послесловии его книги «Корейская диаспора — XX столетие глазами художника»:

«Дорогой друг, вот и остались на страницах истории ушедшего 20 века славные имена наших соотечественников, которые украсили землю своим трудом. Казалось, не было просвета в далёком 37-м …

Мой народ выдержал трудное испытание, которое выпало на его судьбу. Он, в поисках лучшей доли, вынужден был покинуть порабощённую Родину. Потом пережить насильственное выселение.

О, река Туманган «Река слёз» сколько ты жизней унесла в небытие. И сколько связывали с тобой счастья и надежд. И когда ты стоишь у берега этой реки, ты слышишь детский плач и стоны умирающих людей, и вся эта печальная музыка уносится в небо. Они превратились в святых.

Свой альбом я начал с аллегорической картины «Туманган — Река слёз». А те, кто выжил, выкарабкался на чужой берег, стал блуждать на просторах Маньчжурии, в заснеженной Сибири и приморских лесных чащобах. Я помню деда моего, который в поте лица мозолистой до крови рукой выкорчёвывал пни, чтобы обработать клочок земли. Я таскал детской рукой ветки кустарника. Дед сжигал их примитивно добытым огнём кресала, после чего земля становилась тёплой и мягкой. Я помню, как он радовался первому урожаю картофеля.

Казалось, отгремел последний выстрел, жизнь пошла своим чередом: крестьянин обрабатывал землю, женщины в красных косынках растили детей. И вот, на неокрепшую судьбу корейца нагрянула новая беда — депортация.

И снова, все сначала: бесправные, обездоленные и поруганные, с дикой яростью, наши деды, отцы грызли незнакомую землю. Они вернули нам имидж корейца.

Потом, с Божьей милостью, дали своим потомкам образование. Это моё поколение, имена лучших представителей моего народа. Я старался в силу своих возможностей, оставить для будущих поколений светлый облик в художественных образах, как мы жили и трудились на дружественной земле Узбекистана, над которым работал в течение 35 лет».

Владимир Сергеевич, когда узнал, что будет строиться корейский Дворец культуры сделал жест невероятной щедрости — подарил Ассоциации корейских культурных центров тридцать семь работ, причём самых ценных на его взгляд, отражающих нашу историю. Сейчас обратил внимание — символичные 37.

Владимир Сергеевич, ваше творчество остается с нами, будьте покойны, передадим его дальше, следующим поколениям.

Ан Владимир Сергеевич (Ан-Ир). Родился в 1929 году в Приморье. Окончил Палехское государственное художественное училище им. Горького (Россия), а также Высшее педагогическое отделение Московского художественно-промышленного училища. Член Союза художников бывшего СССР с 1967 года.  Член творческой ассоциации художников Республики Узбекистан. Отличник народного образования бывшего СССР (1985 г.)  Награжден  Почетной грамотой министра культуры Узбекистана (1970), Почетной грамотой президента Республики Корея Ким Те Джуна и почетной медалью президента (1999 г.), орденом  «Дружбы» Республики Узбекистан (2001 г.),золотой медалью Академии художеств Узбекистана за выдающиеся заслуги в развитии изобразительного искусства Узбекистана (2008 г.).

Скончался 19.11.2019 г.

***

Мы в Telegram

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир

1 комментарий

  • vladimir:

    Очень светлые и теплые воспоминания! Настоящая жемчужина в копилку Памяти о художнике-патриоте Владимире Сергеевиче (Ан Ире). Спасибо, Владислав Викторович!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Translate »