Слово о художнике. Ан В. С. (Ан Ир) (1929 — 2019)

 

Фото Марка Ли. Портрет художника Ан В. С. (Ан Ир)

Мне судьба подарила встречу с удивительно талантливым человеком — Аном Владимиром Сергеевичем. Причем, встречи происходили как в корейской пословице: «Первая встреча — случайность, вторая — судьба, а третья — необходимость».

В ранние годы моего детства одним из самых памятных явлений был приезд в наш колхоз им. Свердлова (Сиенго) настоящего художника. И малые и взрослые, все почувствовали сопричастность к нечто высокому, доселе недостижимому, теперь, казалось, что высокое искусство пришло к нам прямо во двор. И когда художник, на площади перед клубом, писал портреты вождей, туда стекался народ, чтобы увидеть чудо рождения портрета. Помню себя с каким замиранием следил за длинной палкой с карандашом на конце, когда от быстрых и точных движений рождался узнаваемый образ, от этого все приходили в оживление. Это было представление, театральное действие, разве что не хлопали, но гул всеобщего одобрения стоял на площади.

Вторая встреча произошла через много-много лет после первой. Мой интерес к изобразительному искусству, заложенный в детстве приездом настоящего художника, с годами только усиливался. И был период увлечения традиционным узбекским искусством, я стал посещать одно из самых красивых мест города Ташкента — медресе Абулкасым на Бешагаче — сосредоточие больших мастеров, если не сказать, выдающихся художников миниатюристов современности. Их работы участвуют во всех крупнейших выставках, организуемых Республикой Узбекистан за рубежом. Их работы высоко оцениваются коллекционерами Парижа и Сеула, Токио и Нью-Йорка, ценителей из Среднего и Ближнего Востока потрясает виртуозное исполнительское мастерство, а европейцев впечатляет не только изощрённое письмо, но и мысли, запечатлённые в миниатюрах.

С первых моих шагов в медресе я почувствовал благожелательное, дружеское отношение к себе, было ощущение незаслуженной чести. Разгадка столь внимательного отношения открылась чуть позже. Приветствовали меня, как корейца, именно только за то, что являюсь представителем нации, к которому принадлежал их Учитель — Ан Владимир Сергеевич.

От учеников Владимира Сергеевича узнал историю возрождения Восточной миниатюры, становления Ташкентской школы, основателем которой являлся их Учитель. История удивительная по своей коллизии — кореец и основатель Ташкентской школы лаковой миниатюры. Такое возможно при наличии не только таланта художника, но и твёрдого характера с даром впитывать художественные традиции прошлого и в такой же степени отдавать, передавать обработанное в своей душе знания. Все ученики отмечали его педагогический дар и руководствуются теми же приёмами передачи знаний, что их Учитель. Теперь они сами обросли учениками, поэтому школа живёт и развивается.

Однажды в медресе я встретился с Владимиром Сергеевичем. Уважительно поздоровались. Протягивая ему руку, я представлял с каким большим мастером обмениваюсь рукопожатием, и тут почувствовал с какой теплотой, по-братски, пожимает он руку. Он здоровался со мной, в первую очередь, как с корейцем. Я это запомнил.

Третья встреча произошла после того, как я написал документальную хронику истории семьи «Братья Хан», и как в пословице наши отношения стали необходимостью. Владимир Сергеевич узнал, что я являюсь потомком Хан Чан Голя, командира корейских партизанских отрядов и без лишних слов пригласил к себе в мастерскую. В мастерской я был потрясён огромным количеством картин, главное портретов, написанных чрезвычайно реалистично, но самое главное потрясение, это — все портреты изображали корейцев. Первое впечатление было ошеломляющим. И в моё потрясенное сознание стали проникать негромкие слова о том, что он хочет написать портрет Хан Чан Голя. Далее, не дав опомниться, Владимир Сергеевич стал показывать портреты Героев, Борцов за независимость Кореи — Ан Джун Гына, Чхве Джэ Хёна, Ли Дон Хви, Ким-Станкевич, Хон Бомдо, Ким Афанасия. Впечатление от всего увиденного было столь велико, что не мог рассуждать, говорить. И лишь потом, в следующий раз, мы заговорили о патриотах, о времени, о подвигах, о национальном освобождении, о Героях Борцах за независимость Кореи, о каждом Герое отдельно. Владимир Сергеевич обладал серьезными знаниями по истории национально-освободительного движения корейцев русского Дальнего Востока. Беседа с ним на эту тему, это был сплошной поток информации, а преображённая информация в художественный образ дал тот исключительный результат, которым по праву может гордиться нация. Каждый Герой написан с огромной любовью, личность каждого раскрывается через особенные, только ему одному присущие качества — взглядом, позой, посадкой головы, одеждой, наконец фоном, очень многозначительным, отражающий его деяния.

Работы Владимира Сергеевича по утверждению и увековечиванию памяти Героев Борцов за независимость Кореи, дело в высшей степени благородное и святое. Его патриотизм в прославлении Героев поднимает уровень нашего самосознания, воспитывает дух национальной гордости.

Одной из вершин признания творчества художника была выставка, приуроченная к открытию Дворца корейской культуры и искусств президентами Мун Чжэ Ином и Шавкатом Мирзиёевым, где демонстрировались портреты Борцов за независимость Кореи работ Ана Владимира Сергеевича.

Кроме моих трёх встреч с художником необходимо сказать о главном в творчестве Владимира Сергеевича, это — история корейцев, история их переселения из Кореи в русское Приморье, история выселения корейцев из Приморья в Среднюю Азию, жизнь и быт выселенных корейцев на новой земле и портреты современников.

Давайте обратимся к словам самого художника в послесловии его книги «Корейская диаспора — XX столетие глазами художника»:

«Дорогой друг, вот и остались на страницах истории ушедшего 20 века славные имена наших соотечественников, которые украсили землю своим трудом. Казалось, не было просвета в далёком 37-м …

Мой народ выдержал трудное испытание, которое выпало на его судьбу. Он, в поисках лучшей доли, вынужден был покинуть порабощённую Родину. Потом пережить насильственное выселение.

О, река Туманган «Река слёз» сколько ты жизней унесла в небытие. И сколько связывали с тобой счастья и надежд. И когда ты стоишь у берега этой реки, ты слышишь детский плач и стоны умирающих людей, и вся эта печальная музыка уносится в небо. Они превратились в святых.

Свой альбом я начал с аллегорической картины «Туманган — Река слёз». А те, кто выжил, выкарабкался на чужой берег, стал блуждать на просторах Маньчжурии, в заснеженной Сибири и приморских лесных чащобах. Я помню деда моего, который в поте лица мозолистой до крови рукой выкорчёвывал пни, чтобы обработать клочок земли. Я таскал детской рукой ветки кустарника. Дед сжигал их примитивно добытым огнём кресала, после чего земля становилась тёплой и мягкой. Я помню, как он радовался первому урожаю картофеля.

Казалось, отгремел последний выстрел, жизнь пошла своим чередом: крестьянин обрабатывал землю, женщины в красных косынках растили детей. И вот, на неокрепшую судьбу корейца нагрянула новая беда — депортация.

И снова, все сначала: бесправные, обездоленные и поруганные, с дикой яростью, наши деды, отцы грызли незнакомую землю. Они вернули нам имидж корейца.

Потом, с Божьей милостью, дали своим потомкам образование. Это моё поколение, имена лучших представителей моего народа. Я старался в силу своих возможностей, оставить для будущих поколений светлый облик в художественных образах, как мы жили и трудились на дружественной земле Узбекистана, над которым работал в течение 35 лет».

Владимир Сергеевич, когда узнал, что будет строиться корейский Дворец культуры сделал жест невероятной щедрости — подарил Ассоциации корейских культурных центров тридцать семь работ, причём самых ценных на его взгляд, отражающих нашу историю. Сейчас обратил внимание — символичные 37.

Владимир Сергеевич, ваше творчество остается с нами, будьте покойны, передадим его дальше, следующим поколениям.

Ан Владимир Сергеевич (Ан-Ир). Родился в 1929 году в Приморье. Окончил Палехское государственное художественное училище им. Горького (Россия), а также Высшее педагогическое отделение Московского художественно-промышленного училища. Член Союза художников бывшего СССР с 1967 года.  Член творческой ассоциации художников Республики Узбекистан. Отличник народного образования бывшего СССР (1985 г.)  Награжден  Почетной грамотой министра культуры Узбекистана (1970), Почетной грамотой президента Республики Корея Ким Те Джуна и почетной медалью президента (1999 г.), орденом  «Дружбы» Республики Узбекистан (2001 г.),золотой медалью Академии художеств Узбекистана за выдающиеся заслуги в развитии изобразительного искусства Узбекистана (2008 г.).

Скончался 19.11.2019 г.

***

Мы в Telegram

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир

комментария 3

  • vladimir:

    Очень светлые и теплые воспоминания! Настоящая жемчужина в копилку Памяти о художнике-патриоте Владимире Сергеевиче (Ан Ире). Спасибо, Владислав Викторович!

  • Evgeniy An:

    Владислав,
    я сын Владимира Сергеевича, Женя .
    Мы с вами тоже встречались , хотя и не так уж много. В последний раз, на выставке 80 – летия проживания корейцев в Узбекистане.
    Большое спасибо за ваши очень теплые воспоминания, добрые слова.
    Я очень ценю вашу статью. Особенно сейчас, когда боль еще сильна.
    Ушла эпоха.
    Трудно говорить.
    Спасибо, Женя.

Добавить комментарий для Evgeniy An Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Translate »