Современное искусство Южной Кореи: в поисках своего места

Ко Ёнхун «Интеллектуал»

Ко Ёнхун «Интеллектуал»

Галина Громыко

Формирование современного искусства Южной Кореи необходимо рассматривать в историческом контексте. Во время колониального периода (1910-1948) действия японских властей были направлены на полное уничтожение корейской самоидентичности. Таким образом, после войны перед южнокорейцами стояла задача возродить национальное государство и сохранить традиционные ценности, при этом модернизировав все сферы общества.

Военные действия оказали значительное влияние на формирование мировосприятия у молодых художников. Новому направлению корейского искусства были свойственны деформация фигуры, чистая абстракция, подчеркнутая экспрессивность. Корейские художники вдохновлялись французским информализмом, поэтому новое направление стало известно как «информель». Также прослеживаются отсылки к американскому направлению «живопись действия» (action painting).

Для работ этого времени характерны грубые фактуры, экспрессивные мазки ярких вызывающих цветов, которые выражают эйфорию, надежду на новую жизнь и вместе с этим душевную боль от трагедии пережитой войны и колониализма. События заставили художников задуматься над мироустройством и над предназначением человека.

Юн Мённо «Ветреный день»

Юн Мённо «Ветреный день»

“Ветреный день” Юна Мённо на первый взгляд кажется простой абстракцией. Однако кто обязал художника смотреть на мир человеческими глазами? Как бы Бог, наблюдая Землю, видел бы ветреный день? Ответ у вас перед глазами. Именно так ветреный день можно увидеть со спутников, пролетающих над нашей планетой.

Чон Ённёль «Работа № 77-9»

Чон Ённёль «Работа № 77-9»

В 70-х годах в Южной Корее развиваются экспериментальные движения, самым известным из них становится монохромная абстрактная живопись «тансэкхва». Примечательно, что художники-пионеры течения «тансэкхва» ранее занимались живописью «информель».

Отличительными особенностями нового стиля становятся отсутствие конкретной формы, ахроматичность цвета: черный, серый, белый, бежевый и т. д. Подчеркивается плоскость гомогенной поверхности. С первого взгляда может показаться, что на полотне не изображено ничего конкретного, но стоит только приглядеться и вы увидите, что плоскость составлена из множества мелких фактур материала.

Чон Санхва «Без заглавия»

Чон Санхва «Без заглавия»

Более того, художники «тансэкхва» обращаются к идеям буддизма и даосизма, вступают в диалог с материалом с целью постижения истины, нирваны. Для них характерны такие тактики, как удаление грунта с холста повторным проведением линий карандашом (Пак Собо), вытеснение краски через щели грубого пенькового холста (Ха Чонхён), повторное выскабливание и переписывание мелких частей высушенной монохромной картины (Чон Санхва).

Ха Чонхён « Соединение 10-1»

Ха Чонхён « Соединение 10-1»

В 70-х гг. социально-экономическая ситуация в стране стабилизировалась, вследствие чего жизнь художников улучшилась, и многие получили возможность участвовать в международных выставках. В результате появилось необходимость в создании «национального бренда», который смог бы заявить о национально-культурной уникальности Кореи на международном арт-рынке.

Пак Собо «Ecriture No.050526»

Пак Собо «Ecriture No.050526»

Движение «минчжун мисуль» развилось в 70-80х годах, когда активизировались движения против диктатуры авторитарных властей. Данное направление относится к критическому реализму. Слово минчжун с корейского переводится как «народ», поэтому художники обозначили этим словом народ, который борется за свои права. Таким образом, данное направление в первую очередь было обращено к народу, было для народа, и художник должен был стать частью народа. В связи с этим художники черпали вдохновение в корейском народном творчестве.

Многие художники воплощали свои замыслы в гравюре, так как именно этот вид искусства позволял делать много копий и был доступен простым людям.

О Юн «Манифест работницы»

О Юн «Манифест работницы»

Одновременно с «минчжун мисуль» появилась фигуративная живопись, целью которой была детализация изображаемой действительности. Корейскому гиперреализму свойственны субъективные эмоции и символические высказывания, которые отсутствуют в Западной традиции данного жанра.

Часто изображаемыми предметами являются объекты природы и предметы, созданные из них. Кроме того, в работах используются объекты инфраструктуры. Несмотря на отсутствие фигуры человека в картине гиперриалистов, в данной живописи о существовании человека заявлено через изображение предметов, которые олицетворяют деятельность человека.

Ко Ёнхун «Интеллектуал»

Ко Ёнхун «Интеллектуал»

Начиная с 1989 года были сняты ограничения на выезд за границу, что способствовало туристическому буму и развитию международного сотрудничества, в том числе и в сфере искусств. Глобализация искусства означала демократизацию искусства и деконструкцию творческой иерархии, что привело к сосуществованию различных арт-практик без доминирования одной из них. Выделились следующие темы, актуальные для современного корейского искусства: альтернативный взгляд на повседневность, симулякр (иллюзия), (анти)утопия и футуризм, феминизм, пост-колониализм, власть, иерархия, насилие, Север и Юг, социальная и политическая критика, критика общественного потребления.

Художник Ан Гючоль работает с скульптурой, инсталляцией и графикой. Альтернативный взгляд на современность является главной темой его творчества. Он относится к первому поколению художников, которые учились за границей. Учеба в Германии позволила ему понять историческую разницу между Кореей и Западом. Субъектами искусства становятся предметы быта, художник концентрируется на природе вещей, исследуя их внутренние смыслы.

Также внимание художника направлено на парадокс «все и ничто». Ан Гючоль критикует современное общество через приравнивание этих противоположенных понятий. Ведь современный человек так часто тратит время и силы на то, что ему не надо, и забывает про главное. В связи с этим художник предлагает ошибку сделать своей целью. Что случится, если ничего не сделать?

Ан Гючоль «Один и единый стол»

Ан Гючоль «Один и единый стол»

Художник Квон Осан делает скульптуры из фотографии, наклеивая фотографии модели на пенопласт. Через свои работы он критикует общественное потребление. Исследуя процессы, происходящие в обществе потребления, он заметил, что фотографии из глянцевого журнала являются новой современной реальностью. Его скульптура является выражением культа гламура, триумфа потребления.

Квон Осан

Квон Осан

Еще одна корейская художница, Ли Буль, затрагивает тему антиутопии. В середине 90-х Ли Буль привлекла к себе внимание общественности инсталляцией «Majestic Splendor»: туши рыб были декорированы и помещены в полиэтиленовые пакеты. Через некоторое время туши начали разлагаться и издавать неприятные запахи, в результате чего выставка была закрыта. Инсталляция символизировала насилие, которое человек совершает над плотью и природой.

Ли Буль «Majestic Splendor»

Ли Буль «Majestic Splendor»

С конца 90-х главной темой стала погоня человека за недостижимым идеалом. Данная тема раскрыта в инсталляции Киборги (Cyborgs). У идеально гладких фигур женского пола отсутствуют некоторые части тела, что отражает бешеную погоню за красотой.

Ли Буль «Cyborges»

Ли Буль «Cyborges»

В данной статье были кратко рассмотрены основные тренды и представители южнокорейского современного искусства. Если вас интересует более подробный анализ, советуем вам прочитать книгу «Современное корейское искусство: ориентирование на местности».  Также стоит посетить сайт главного информационного портала в области искусства в Корее Neolook и сайт Ассоциации частных музеев Кореи.

***

Источник: по наводке жанна сон – https://vostalk.net/sovremennoe-iskusstvo-yuzhnoj-korei-v-poiskax-svoego-mesta/

Наши новости в Telegram

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.

Translate »