Специфика северокорейского кинематографа

kinopoisk.ru

А. Шахов, кандидат исторических наук

Кинематография Корейской Народно-Демократической Республики идет собственным неповторимым путём и играет весомую роль в жизни северокорейского общества. О специфике формирования и современном состоянии кинематографа КНДР идет речь в публикуемой ниже статье.

Кадры из фильмов "Моя Родина”, “Молодежь на корабле “Морская чайка” и "Цветочница".

Кадры из фильмов “Моя Родина”, “Молодежь на корабле “Морская чайка” и “Цветочница”.

Как и во многих других бывших колониях и полуколониях, начало систематического выпуска кинофильмов в Корее стало возможным только в результате обретения государственного суверенитета. После освобождения страны в августе 1945 года от японского колониализма соединениями 2-го Дальневосточного фронта и Тихоокеанского флота. Временный народный комитет Северной Кореи, где доминирующее положение заняли представители Трудовой партии Кореи, в 1946 году основал Службу кинематографии, ответственную за развитие национального кинематографа. Несмотря на трудное экономическое положение, в 1948 году на окраине Пхеньяна открылась киностудия и были сняты первые хроникально-документальные фильмы. Уже в 1949 году на экраны вышла дебютная полнометражная игровая кинолента режиссера Кан Хон Сика “Моя родина”. В ней речь шла о судьбе простого крестьянина, восставшего против произвола хозяина-латифундиста и приговоренного к тюремному заключению. Бежав из застенков с одним из активистов национально-освободительного движения на волю, он присоединился к патриотам-подпольщикам, а после изгнания колонизаторов вернулся в родную деревню и вместе с односельчанами с энтузиазмом включился в строительство новой жизни.

Начавшееся становление кинематографа прервала война 1950- 1953 годов, закрепившая раздел Кореи на два государства. Повлекшая многочисленные людские жертвы и нанесшая огромный ущерб экономике, война 1950-1953 годов рассматривалась и рассматривается в КНДР исключительно как отечественная и освободительная. “Прифронтовое положение” страны, разработанная на рубеже 1950-1960-х годов “идеология чучхе” обусловили связь кино с политическим курсом и идейными установками высшего северокорейского руководства. Основополагающим ориентиром для кинематографистов КНДР стало высказывание Ким Ир Сена о том, что киноэкран, “…аналогично передовой статье в партийной газете, должен быть великим агитатором, обязан находиться впереди реальности и играть активную мобилизующую роль на каждом этапе революционной борьбы”.

Лучшие фильмы получают международное признание

Немеркнущей классикой в Северной Корее считаются с юных лет знакомые местной аудитории полнометражные игровые фильмы “Море крови” (режиссер Чо Ик Гю), “Цветочница” (режиссеры Пак Хак и Чо Ик Гю), “Ан Чжун Гын стреляет в Ито Хиробуми” (режиссер Ом Гиль Сон), выпущенные в период правления Ким Ир Сена. Первый из них, поставленный по одноименной революционной драме Ким Ир Сена, через образ простой крестьянки отразил подъем национального самосознания корейского народа и его нарастающее стремление избавиться от “моря крови и страдании”, вызванных присутствием в стране японских захватчиков. События кинокартины “Цветочница” передали трагическую судьбу деревенской девушки и ее семьи также и период японской оккупации. Четкая и завершенная фабула, легко доступная зрительскому пониманию тема, эмоциональная и убедительная игра исполнительницы главной роли Кот Пун – все это принесло фильму, ставшему лауреатом XVIII Международного кинофестиваля в Карловых Варах в 1972 году, международное признание. Что касается ленты “Ан Чжун Гын стреляет в Ито Хиробуми”, то она воспроизвела жизненный путь корейского патриота, который, отчаявшись донести до мирового общественного мнения правду о преступных акциях колониальных властей в Корее, 26 октября 1909 года на вокзале в Харбине совершил покушение на идеолога и руководителя японской интервенции Ито Хиробуми.

На VIII Пхеньянском международном кинофестивале, проходившем в сентябре 2002 года, на котором присутствовал и автор этой статьи, в официальной конкурсной программе демонстрировался профессиональный по режиссуре и драматургическому решению кинофильм Ким Чун Сона “Протест душ”, в основу которого легли реальные трагические события августа 1945 года. Тогда, в соответствии с подписанным актом о капитуляции, Япония должна была всех находившихся на ее территории корейцев, вывезенных на каторжные работы, в кратчайшие сроки вернуть обратно на родину. Разворачивающееся в основном на борту японского корабля действие сопровождают горькие воспоминания плывущих на нём недавних невольников об унижениях и страданиях на чужбине, о родных и близких, с кем они мечтают разделить радость встречи в южнокорейском порту Пусан. Небезынтересно, что группа молодых японских моряков предприняла попытку бунта про тип своего командира. Они были возмущены тем, что с грот-мачты убран императорский флаг и что с “дикарями-корейцами” они уже не могут обращаться так, как обращались прежде. Моряки не ведают, что их капитан со старшими офицерами про себя все давно уже решил: до берега никто из пассажиров живым не доберется. Обманом разместив ничего не подозревающих вчерашних рабов в задраенном корабельном трюме, он и его подручные, перебравшись в заранее приготовленные спасательные шлюпки, в финале фильма взрывают судно и, взяв “под козырек”, с чувством “исполненного долга” смотрят на его погружение под воду возле берегов Ко-реи…

Видное место в репертуарной политике КНДР занимал и занимает выпуск кинолент, посвященных образу Ким Ир Сена. Особенно высоко оценивается сделанная в восьми сериях эпопея “Звезда Кореи” режиссера Ом Гиль Сона. В ней повествуется о раннем этане революционной деятельности Ким Ир Сена, когда, покинув скромный крестьянский родительский дом, он основал первую в стране коммунистическую партийную ячейку и стал активистом антияпонского патриотического движения. События другой снятой с постановочным размахом ленты “Гора Пэкту” того же кинематографиста рассказывают об успешных действиях корейских партизан в 1930-е годы, явившихся, по логике фильма, прологом долгожданного освобождения от колониальной зависимости. Тенденция выпуска кинокартин, всемерно прославляющих первого руководителя Сверной Кореи и повествующих о различных этапах его жизнедеятельности сохраняется. На их создание выделяются большие финансовые средства, к их реализации привлекаются ведущие кино-деятели страны, им обеспечивается “зеленый свет” в театральном и телевизионном прокате, а также широкая и целенаправленная поддержка в различных средствах массовой информации.

Кадры из фильмов "Море крови", "История медицинской сестры", “Серебряное крыло № 118”.

Кадры из фильмов “Море крови”, “История медицинской сестры”, “Серебряное крыло № 118”.

Шесть главных тем 

При знакомстве с экранной продукцией КНДР обращает на себя внимание то, что она довольно отчетливо подразделена на своего рода жанрово-тематические “серии”. Доминирующие позиции в ней занимают агитационно-пропагандистские кинофильмы “на тему революционных традиций”, “на тему социалистической действительности”, “на тему Отечественной освободительной войны 1950-1953 годов”, “на тему разведки и контрразведки”, “на тему национального воссоединения”, а также “на темы фольклора”.

Образцово-показательными кинолентами “на тему социалистической действительности” считаются периодически демонстрирующиеся в национальном прокате фильмы “Цветущая деревня” (режиссер Ким Ён Хо), “Прядильщица”, “Польза моего рабочего места”, “Девушка-парикмахер” (режиссер О Бён Чо), “Семья рабочего” (режиссёр Рю Хо Сон), “Первый уполномоченный Партии” (режиссер Чон Дон Мин), “История партийного работника” (режиссеры О Бён Чо и Ким Ю Сам). “Цветущая деревня” посвящена перипетиям утверждения кооперативного строя в деревне, однозначно проводит мысль о том, что нетерпимое препятствие на пути преобразований – это индивидуализм и всякого рода частнособственнические пережитки прошлого. Главная героиня кинофильма “Прядильщица” настойчиво борется за повышение производительности труда и в финале по праву становится директором родного предприятия. Лента “Польза моего рабочего места” рассказывает о работе ударниц птицеводческой фермы, которые щедро и бескорыстно делятся с коллегами но цеху накопленным опытом. Основной идейный посыл “Девушки-парикмахера” – в КНДР не существует “благородных” и “низких” профессий: все специальности одинаково нужны людям. В “Семье рабочего”, обличающей проявления мелкобуржуазных собственнических настроений, прослеживается процесс приобщения семьи шахтера к идеям “чучхе”. “Первый уполномоченный Партии” и “История партийного работника” показывают преданных делу Трудовой партии Кореи активистов, завоевывающих авторитет среди населения северокорейской глубинки и мобилизующих людей на трудовые свершения и преодоление рутинной прежней жизни.

В северокорейском кинематографе по-прежнему одна из самых главных – тема войны 1950-1953 годов. Специально отобранные события тех памятных лет, факты мужества и героизма, проявленные как на фронте, так и в тылу, составляют основное содержание кинофильмов, посвященных военной проблематике. В насыщенной батальными эпизодами киноленте “Защитники высоты 1211” (режиссёр Ли Чжи Сон) воесоздаются подвиги солдат и офицеров, стойко отбивающих атаки неприятельских войск. События кинокартины “История медицинской сестры” (режиссер О Бен Чо) передают героическую судьбу девушки-санитарки. выводящей к своим из окружения через вражеские тылы группу раненых. В эпилоге картины она погибает, прикрывая собой во время налета американской авиации в лазарете тяжело раненого солдата. Об отваге и верности женщин прифронтовой полосы, с риском для жизни под обстрелами доставляющих на передовую боеприпасы и продовольствие, идет речь в фильме “Женщины деревни Намган” (режиссеры Пак Дэ Сик и Хам Юн Бон). “Сын машиниста” (режиссеры Чон Дон Мин и Чу Дон Воль) отражает перипетии борьбы юных партизан в тылу врага, сообщающих Корейской народной армии сведения о передвижениях и дислокации американских войск и устраивающих дерзкие диверсии на железной дороге. В целом, в произведениях военной тематики северокорейские кинематографисты сосредоточивают зрительское внимание на ярких моментах проявления стойкости солдат и офицеров в оборонительных сражениях и их решительности в наступательных операциях незабываемого периода 1950 – 1953 годов.

Заметное место в кинемато-графе КНДР принадлежит фильмам о работе органов национальной разведки и контрразведки. Данное направление открыла выпущенная в 1953 году кинолента режиссера Чои Дон Мина “Разведчики”, рассказавшая историю похищения из штаба южнокорейских войск секретной карты американского военного советника, что способствовало срыву планов противника. Постановки, изображающие смелость и поразительную находчивость агентов “невидимого фронта”, варьируют, главным образом, темы разоблачения вражеских шпионов (“Чёрная роза”, режиссер Ким Док Гю, “Туманная цель”, режиссер Ким Ю Сам), внедрения северокорейских спецслужб при содействии простых жителей Южной Кореи в структуры американской армии (“В логове летучих мышей”, режиссер Чо Нам Сон), отрекшихся от личного счастья и работающих в стане врага вдали от родины старых революционеров-подпольщиков (“Много лет спустя”, режиссер Ким Ю Сам). Самый же масштабный и по охвату событий – состоящий из двадцати серий кинофильм “Неизвестные герои” (режиссеры Рю Хо Сон, Ко Хак Рим, Ким Гван Док, Чан Ён Бок), действие которого происходит в Корее, Японии, Англии, Гонконге на протяжении всего периода войны 1950-1953 годов. Он посвящен подвигам северокорейских разведчика и разведчицы, умело и с честью выполняющих в неприятельских тылах задания своего руководства.

Любопытно в этой связи отметить то обстоятельство, что телевидение KIIДР периодически демонстрирует приключенческие фильмы и о наших разведчиках. Так, летом и осенью 2002 года оно в очередной раз показываю имевшие большой успех у северокорейского зрителя советские телесериалы “Майор Вихрь” Е.Ташкова и “Семнадцать мгновений весны” Т. Лиозновой.

Кадры из фильмов "Полки за непрятельской линией", "Неизвестные герои”, "Путь к пробуждению".

Кадры из фильмов “Полки за непрятельской линией”, “Неизвестные герои”,
“Путь к пробуждению”.

Путь к национальному объединению

В течение полувека тема национального объединения остается одной из центральных в кинематографе КНДР. В числе лучших кинолент на данную тему в КНДР считается “Путь к пробуждению” (режиссёры Чон Юн Бон, О Бён Чо, Пак Чан Хван). В ней через судьбу студента, неспособного оплатить учебу и отчисленного за это из Сеульского университета, а затем приобщающегося под влиянием рабочих к прогрессивным идеям, обличается порочность проамериканского режима и показаны перипетии его свержения в апреле 1960 года. Точку зрения северокорейского руководства на вопросы национального воссоединения выражают, в частности, и такие                агитационные кинофильмы, как “Ён Су и Ён Ок в социалистической родине” (режиссер О Бен Чо) и “Судьба Гум Хн и Юн Хм” (режиссеры Пак Хак и Ом Гиль Сон). Первый повествует об эмигрировавших из Южной Кореи брате и сестре, впоследствии вернувшихся в КНДР. Второй – о разлученных во время войны 1950-1953 годов в младенчестве сестрах-сиротах, одна из которых, оказавшись волей рока на территории Северной Кореи, сделалась артисткой, а другая, чтобы не умереть с голоду, вынуждена петь в одном из ночных баров Сеула.

На северокорейских киностудиях создаются также и основанные на фольклорных сюжетах фильмы, которые содержат выигрышные в зрелищном отношении эпизоды традиционных восточноазиатских рукопашных единоборств, схваток на мечах и кинжалах, перестрелок лучников и т.п. Наиболее известные режиссеры, работающие в данном жанре, – Ким Гиль Ин и Чан Ён Бок, возглавлявшие творческие коллективы на киносериалах “Хон Гиль Дон” и ‘Рим Кок Чжон”, где действуют благородные духом, неустрашимые в борьбе со злом, ловкие и сильные герои, защищающие бедных от произвола богачей и шаек разбойников, готовые и способные бескорыстно придти на помощь в трудную минуту.

В КНДР в настоящее время действует около 80 стационарных кинотеатров, 12 из них расположены в Пхеньяне. В ближайшее пятилетие их число планируется довести до 100. Находящиеся в ведении государства четыре киностудии ежегодно выпускают 40-50 полнометражных игровых и до 100 короткометражных документальных, научно-популярных и анимационных фильмов. Начиная с 1992 года, на основе песни “Не найдешь краше нашей страны” запущена в производство огромная киноэпопея “Нация и судьба”. Она призвана обобщить достижения национального кино и отразить жизнь корейского народа в ее многообразии и широкой исторической перспективе с периода борьбы против японского колониализма и заканчивая современностью. Из намеченных 100 уже поставлено около 50 серий. Над масштабным по охвату материала мультсериалом трудится многочисленный коллектив авторов.

Ретроспективно обращаясь к событиям и фактам прошлого и изображая день сегодняшний, кино КНДР идет своим собственным путем развития. Оно занято утверждением идеалов свободы, патриотизма, нравственного отношения к делу в той трактовке, которая принята в этой стране. Коллективистские ценности выступают в фильмах как естественная норма, не нуждающаяся в особом подтверждении, ибо иной порядок вещей здесь просто немыслим. Такой подход можно принимать, а можно не принимать, но в данных конкретных исторических условиях он – реальность, с которой нельзя не считаться.

И потому искренне жаль, что лучшие северокорейские ленты не показывают в нашей стране. Они, несомненно, нашли бы своего зрителя среди людей, приверженных идеалам прошлого. Определенную информацию к размышлению, в том числе и для современных зрителей, интересующихся историей нашей страны и историей мирового кинематографа, принесла бы и разительная схожесть корейских фильмов начала XXI века с нашими фильмами 30-х – 50-х годов.

Источник: РАУК – Шахов А.С. Специфика северокорейского кинематографа. // Азия и Африка сегодня. –  2003. – №8. – С.67-70.

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

1 комментарий

  • Александр Лаврентьевич:

    Интересная и познавательная статья. Отрадно, что автор, в отличие от многих современных журналистов и искусствоведов, понимает, что в такой самобытной и древней стране, как Корея, имеют место быть свои национальные традиции и пристрастия, в отличие от стран “мирового сообщества”, полностью принявших в искусстве американские каноны. А к широкому списку фильмов хочу добавить “Приказ N027”, где показана героическая борьба корейской группы разведчиков и присутствует прекрасная музыка и совместный фильм СССР-КНДР “Секунда на подвиг”, где рассказано о реальном историческом факте- покушении на товарища Ким Ир Сена и подвиге советского офицера Я.Новиченко, защитившего Вождя корейского народа от брошенной в него гранаты.