«Ссирым»: общий вклад Юга и Севера в нематериальное наследие человечества

В прошлом году впервые в истории Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО пополнился благодаря совместной заявке от Южной и Северной Кореи. Внесение борьбы «ссирым», народного спорта с длинной историей, в результате совместных усилий даёт надежду на улучшение межкорейских отношений в будущем.

Самое древнее свидетельство о борьбе «ссирым» можно увидеть в настенной росписи гробницы Какчочхон («Гробница борцов») эпохи Когурё. В точно такой же позе, в какой борцы изображены на росписи, меряются силами и нынешние борцы «ссирым».Courtesy of Park Hong-soon

«Ссирым» — это национальная корейская борьба. Два борца меряются силой, ухватив друг друга за матерчатый пояс «сатба», который обёрнут вокруг талии и одного бедра. Побеждает тот, кто заставляет соперника коснуться песчаного ринга любой частью тела выше колена. Для этого требуется быстрота реакции, умелое владение своим телом, а также недюжинная сила тела и духа.

Для корейцев «ссирым» не просто традиционный вид спорта. В древности соревнования по «ссирыму» были неотъемлемой частью празднования начала очередного сельскохозяйственного года и главных праздников. Когда в деревне появлялся песчаный ринг для «ссирыма», это означало, что теперь-то начнётся настоящее веселье. При этом в соревнованиях участвовали все жители: одни боролись, другие смотрели.

Эта борьба, выходя за рамки таланта и интересов отдельной личности, имела социальное и общинное значение в разных аспектах. Поэтому даже тогда, когда в первой половине XX века Корея потеряла независимость и стонала под пятой колонизаторов, борьба «ссирым» не исчезла. В тот период общенациональные соревнования по «ссирыму» нередко длились целый месяц, помогая поддерживать культурную и национальную идентичность корейцев, но в конце колониального правления борьба была запрещена японским режимом.

Последующее Освобождение и даже разделение страны никак не повлияли на статус «ссирыма» как общего наследия корейской нации. На Юге, ещё до формирования правительства республики, «ссирым» официально стал частью общенационального фестиваля спорта, и сейчас каждый год проводятся различные соревнования по этой борьбе на национальном и региональных уровнях. Пусть и не в таком масштабе, как раньше, но во многих школах по-прежнему работают секции «ссирыма», и многие спортсмены сами собирают команды, а затем выступают за регионы и предприятия на соревнованиях по «ссирыму». В то же время на Севере каждый год на Чхусок проводятся общенациональные соревнования по этой борьбе, а на праздник Тано, 5 мая по лунному календарю, — соревнования на уровне деревень. А 1 июня, в Международный день детей, по-прежнему важным государственным мероприятием являются детские соревнования по «ссирыму».

Древнее наследие
Самом древним свидетельством существования борьбы «ссирым» является настенная роспись гробницы Какчочхон («Гробница борцов») эпохи Когурё (37 г. до н.э. — 668 г.). Эта гробница находится в провинции Цизилинь, на северо-востоке Китая. На росписи борцы стоят, обхватив друг друга и слегка наклонившись. Точно в такой же позе меряются силами и нынешние борцы «ссирым». Но когда точно зародился этот спорт, узнать невозможно. Однако, судя по тому, что изображение борцов занимает значительное место в настенной росписи, датируемой первой половиной V века, предполагается, что сама борьба появилась гораздо раньше.

В частности, роспись показывает, что в древнем корейском обществе борьба «ссирым» была не просто спортом. Дерево, изображённое слева, — это «священное дерево»; подобные деревья в прошлом были объектом поклонения во всём мире. Это дерево — источник жизни и звено, связующее небо и землю, а птицы, сидящие на верхушке дерева, — это проводники между этим и потусторонним миром. То, что под таким деревом проходит состязание по «ссирыму», говорит о том, что эта борьба была не просто спортом, а социальным ритуалом. Кроме того, у подножия дерева изображены медведь и тигр — главные символические животные из мифа о создании самого раннего государства на Корейском полуострове.

Борьба «ссирым» появляется в настенных росписях и в других гробницах, из чего можно сделать вывод, что она был популярна в высших слоях общества, в частности в королевской семье и среди знати. Однако это не означает, что борьбой занималось только какое-то определённое сословие. Ни одежда, ни причёски борцов, изображённых в росписях, не выдают в них представителей знати, поэтому предполагается, что «ссирым» любили и простолюдины.

В «Исторических записях Трёх государств» («Самгуг саги»; 1145 г.), важном историческом источнике, есть запись о том, что в государстве Силла, соперничающем с Когурё, состоялось состязание по «ссирыму» между королевским наследником Ким Чхунчху и знатным вельможей Ким Юсином, во время которого у последнего оторвалась тесёмка от одежды. А в «Истории Корё» («Корёса»; 1451 г.) говорится, что в начале и в середине XIV века борьбой «ссирым» с удовольствием занимался сам король, а также придворные и воины. Поскольку в тот период Корея находилась под контролем Монгольской империи, в подобном увлечении традиционным корейским спортом можно увидеть волю к укреплению национальной идентичности и сплочённости.

«Ссирым». Из «Альбома жанровой живописи Танвона». Ким Хондо. XVIII век. Бумага, тушь, светлые краски; 26,9 см x 22,2 см.На своей знаменитой картине Ким Хондо, придворный художник позднего периода эпохи Чосон, изобразил, как аристократы и простолюдины, взрослые и дети вместе наблюдают за состязанием по борьбе «ссирым». Работу отличает выверенная композиция, а также живо переданные эмоции и движения персонажей.© National Museum of Korea

Сплочённость общины
Картина Ким Хондо «Ссирым», созданная в стиле жанровой живописи в XVIII веке (эпоха Чосон), также прекрасно иллюстрирует социальную функцию борьбы «ссирым», объединяющую представителей разных сословий. На этом, самом известном, изображении борьбы «ссирым» запечатлён решающий момент схватки, когда у обоих соперников были равные шансы на победу. Борец на заднем плане, используя силу рук, пытается опрокинуть соперника, ухватив его за пояс. В то время как боец спереди собирается, используя силу спины, поднять соперника и бросить его на песок. Очень примечательны и зеваки, сидящие вокруг ринга. В эпоху жёсткой социальной иерархии вид того, как знатные вельможи и простолюдины, взрослые и дети, сидят рядом и с восторгом наблюдают за состязанием, был крайне необычен.

26 октября 2018 года в ходе 13-ого заседания Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия борьба «ссирым» под названием «традиционная корейская борьба ссирым» была включена в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества — на основе первой в истории совместной заявки Южной и Северной Кореи. Решение было принято единогласно всеми 24 странами-участницами.

В комитете, признавая социальную значимость этого вида спорта и тот факт, что борьба передавалась в неизменном виде на протяжении более 1600 лет, и ею продолжали активно заниматься в обеих Кореях, заявили: «В разных регионах возникли свои варианты борьбы “ссирым” под влиянием специфических обстоятельств, но все они сохранили общую социальную функцию борьбы “ссирым” — укрепление общинной сплочённости и сотрудничества». Также было сказано, что «совместная заявка знаменует собой высоко символичный шаг на пути к межкорейскому примирению».

Если Юг и Север договорятся о регулярном проведении состязаний по борьбе «ссирым» с участием спортсменов обеих стран, то будет сделан большой шаг в направлении мира и примирения.

Сентябрь 2015 г. Борец Чо Мёнчжин празднует победу на XII Национальных соревнованиях по борьбе «ссирым» на приз Большого Быка (остров Нынна-до (Рынрадо), Пхеньян). Бык является традиционным призом на соревнованиях по «ссирыму».© Yonhap News Agency

Символический шаг
За прошедшие семь десятилетий Юг и Север в условиях существования разных социальных систем продолжали политическое и военное противостояние. Как следствие, в разных сферах жизни с обеих сторон глубоко укоренились серьёзные отличия. В подобных обстоятельствах совместное внесение борьбы «ссирым» в Список нематериального наследия человечества, выйдя за рамки размытого ощущения общей идентичности, может создать практический шанс для каждого реально принять участие в процессе примирения.

Действительно, в прошлом Юг и Север неоднократно выставляли единую команду на международных соревнованиях по таким видам спорта, как пинг-понг, юношеский футбол и хоккей, но в основном это были одноразовые акции. И помимо общей радости победы или горечи поражения спортсменам в таких межкорейских командах явно недоставало взаимной эмпатии.

Между властями и спортивными организациями Юга и Севера уже ведутся переговоры по поводу проведения совместных соревнований по борьбе «ссирым». И если они договорятся о регулярном проведении таких состязаний с участием спортсменов обеих стран, то будет сделан большой шаг в направлении мира и примирения. А пока, чтобы не терять время, можно было бы организовать квалификационные соревнования в каждом регионе Юга и Севера с приглашением всех желающих, как профессионалов, так и любителей. После чего провести большое мероприятие, на котором победители из регионов выявляли бы окончательного чемпиона в каждой категории. Более того, хочется надеяться, что обе страны будут прилагать совместные усилия, чтобы борьбой «ссирым» стали заниматься во всём мире.

Это была одна из самых зрелищных схваток на Фестивале «ссирыма», проходившего в спортзале Андона 26 ноября 2018 г. В этот день ЮНЕСКО одобрила включение борьбы «ссирым» в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. И сделано это было по первой в истории совместной заявке Южной и Северной Кореи.© Yonhap News Agency

Пак Хонсун писатель-фрилансер

***

Источник: https://koreana.or.kr/

Мы в Telegram

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир

Комментариев пока нет, но вы можете оставить первый комментарий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Translate »