Становление корейского балета: балетные школы Сеула

Чхве Сын Хи

Чхве Сын Хи

Одной из выдающихся танцовщиц того времени стала Чхве Сын Хи, сыгравшая заметную роль в истории корейского балета. Она вела активную концертную деятельность, в 1929 году открыла в Сеуле свою танцевальную школу, учеников которой задействовала позже в своих постановках. Творчество Чхве Сын Хи развивалось в сторону национального танца, но с использованием западной музыки и техники современного танца, в частности, по системе Р. Лабана. По существу это были европеизированные национальные танцы: Золотой свадебный танец, Солнечный смельчак, Ариран, Танец монаха, Танец знатной девушки и другие.

Знакомство Кореи с европейским танцем и, прежде всего, с танцем модерн началось в конце двадцатых годов XX века. Первое представление о классическом танце корейские зрители получили благодаря творчеству японского танцовщика Иссии Баку, работавшего в Корее с 1926 года. В 1922-25 годах он гастролировал в Европе и учился у итальянского педагога Джованни Витторио Росси и немецкой танцовщицы и хореографа Мари Вигман. Исии Баку соединял традиции европейского и восточного танца, включая в свои постановки элементы классического танца и, в большей мере, приемы танца модерн. Используя западную музыку, он создавал японский танец рассказа. В одной из программ он представил зрителям фрагменты русского танца. Среди его учеников были Чхве Сын Хи и Чо Тхэк Вон, которые в дальнейшем создали движение «Новый танец». Оно ставило своей целью освоение европейской балетной традиции и применение её к национальному танцевальному искусству.
Корейские артисты, заинтересовавшиеся классическим танцем, уезжали учиться в Японию. Возвратившись на родину, в свои концертные программы они вводили приобретенные новшества, что вызвало интерес у зрителя, привлекло внимание общественности и продиктовало дальнейшие шаги в их деятельности. Таким образом, предпосылкой становления нового танцевального искусства стало знакомство с балетом, трансформировавшимся в Японии.
Одной из выдающихся танцовщиц того времени стала Чхве Сын Хи, сыгравшая заметную роль в истории корейского балета. Она вела активную концертную деятельность, в 1929 году открыла в Сеуле свою танцевальную школу, учеников которой задействовала позже в своих постановках. Творчество Чхве Сын Хи развивалось в сторону национального танца, но с использованием западной музыки и техники современного танца, в частности, по системе Р. Лабана. По существу это были европеизированные национальные танцы: «Золотой свадебный танец», «Солнечный смельчак», «Ариран», «Танец монаха», «Танец знатной девушки» и другие.
В конце тридцатых годов Чхве была приглашена на гастроли в США, которые закончились провалом. Корейская диаспора дала ей понять, что не приемлет ее искусство. Одной из причин было то, что Чхве Сын Хи выступала под японизированным именем Саи Сёки, кроме того зрителям казалось, что балерина исказила национальные корейские танцы, непомерно, по их мнению, синтезируя их с европейской техникой танца. Следующие гастроли по Европе, США, Мексике, Бразилии, Чили имели огромный успех. Рецензенты сравнивали одарённость Чхве Сын Хи с талантом Анны Павловой. Во время Второй мировой войны Чхве Сын Хи работала в Китае, а затем продолжила свою деятельность в Северной Корее.

Чхве Сын Хи

Чхве Сын Хи

В 1946 году в Пхеньяне был создан Государственный балетный театр, руководство которым было поручено Чхве. Главной заслугой Чхве Сын Хи явилось собирание и сохранение корейских национальных танцев, которые она стилизовала средствами современной хореографии. (Подробнее с биографией Чхве Сын Хи мы планируем познакомить вас в следующем номере «СВ». – Прим .ред.)
Творчество пропагандистов балетного искусства развивалось по-разному. Некоторые, используя балетную технику, склонялись к национальным темам, другие создавали номера на европейские музыку и сюжеты. Чо Тхэк Вон создавал номера, приближенные лексически к классическому танцу.
Корейская зрительская аудитория того времени очень настороженно относилась к танцевальному искусству, привнесенному из Японии, и воспринимала его как вызов колониального режима корейскому искусству. Устранению этого психологического барьера способствовали выступления приезжих танцевальных коллективов, в частности, из Владивостока и Белоруссии (группа «Элен»). В 1931 прошли гастроли европейской труппы А. Сахарова. Русский по происхождению, он был одним из первых модернистов в Европе. Таким образом, знакомство Кореи с европейским танцем происходило, прежде всего, через танец модерн. В том же году Елена Павлова, деятельность которой развернулась в Японии, познакомила корейского зрителя с русским классическим балетом.
После окончания Второй мировой войны искусство Кореи получает новый толчок. Была создана Ассоциация искусства корейского танца, объединившая корейских танцовщиков всего мира. Затем в Сеуле был организован Исследовательский институт корейского танца, на базе которого был открыт балетный класс. С этого момента в Корее началась подготовка профессиональных артистов балета.
Основной линией развития послевоенного балетного искусства стало творчество Лим Сон Нама. Он, также как и его предшественники, получил балетное образование в Японии и, вернувшись в 1953 году в Корею, открыл танцевальную школу. Через три года состоялись первые представления: второй акт «Лебединого озера» (в постановке Л.Иванова), «Послеполуденный отдых фавна» К. Дебюсси, «Видение розы» А. Вебера, «Романтическая сюита» и «Чёрное и белое» на музыку П.Чайковского (в постановке Лим Сон Нама). Следует отметить то, что кроме освоения европейской балетной техники, хореограф и артисты пытались постичь сам дух западного балета, его внутреннее содержание, его эстетику. В 1960 году была осуществлена постановка балета М. Фокина «Сильфиды» на музыку Шопена.
В 1962 году был организован Национальный театр танца во главе с Лим Сон Намом. В этот период балетмейстер начинает поиски новой хореографии, в которой пытается соединять танцевальные явления двух различных культур: европейской и корейской. Он создаёт ряд балетов, используя традиционные тематику и музыку: «Смерть сороки», «Господин Ху», «Поклонение Будде» и другие.
В 1974 году в труппе состоялась премьера сюиты из «Щелкунчика», в 1975 – «Жизели», в 1976 – «Коппелии», в 1977 – было показано целиком «Лебединое озеро». Благодаря освоению труппой западных образцов исполнительский уровень возрастал. В то время Лим Сон Нам стоял у руля классического балета Кореи, он как артист, педагог и балетмейстер дал большой толчок развитию танца. Лим начал вводить систематическое образование классического балета в Корее. Он воспитал несколько поколений учеников, заложил основы формирования национальной балетной труппы, которой в дальнейшем руководил несколько десятилетий. Однако его личность довлела над другими одарёнными балетными деятелями и не давала им в полной мере проявить свои возможности, в первую очередь в новых постановках.
Таким образом, период становления корейского балетного театра занял очень небольшой промежуток времени, около четырёх-пяти десятилетий. Говоря об этом этапе, мы имеем дело с «японизированным» европейским балетным искусством. Гастроли европейских компаний были крайне редкими, педагоги из Европы или России – «живые» носители традиций классического танца не приглашались. Известные спектакли, такие как «Лебединое озеро», «Жизель», «Щелкунчик», ставились по памяти, записям и фотографиям. Можно представить насколько они были далеки от оригинальных постановок. Однако балет распространялся и, в большей мере, этому способствовало открытие танцевальных школ. Число университетов росло и, соответственно, увеличивалось количество танцевальных факультетов, включающих балетные отделения. Ярким событием стало открытие отделения танца в марте 1963 года в университете Ихва, педагоги которого до недавнего времени готовили лучших танцовщиц и преподавателей. Высокий для того времени профессиональный уровень демонстрировали выпускники университета имени Сечжона. К 2000 году в Сеуле было тридцать шесть университетов, имеющих танцевальные факультеты.
Во всем мире арт-образование дается в специализированных учебных заведениях – университетах искусства, академиях, консерваториях, которые сосредоточены на профессиональном образовании. В Корее же художественное образование распределено исключительно между арт-факультетами различных университетов. Например, наряду с философским, историческим или математическим факультетами существуют танцевальные и музыкальные. Министерством образования составляется программа обучения, которая не предусматривает специфику данного вида искусства. Количество часов обязательных дисциплин предельно минимизировано, поэтому методичное обучение практически невозможно. Для того чтобы хоть немного приблизиться к профессиональному уровню и подготовить студентов к концертам, вводятся ежедневные дополнительные занятия, которые ведутся по вечерам после окончания «официальных» уроков.

DSCF2056
Несмотря на усилия преподавателей и рвение некоторых студентов, уровень выпускников достаточно низок. Вызвано это несколькими причинами: среди обучающихся мало способных к балету людей, многие из них не имеют начального балетного образования, некоторые студентки стремятся получить высшее образование с целью удачного вступления в брак, а также непригодная учебная программа. В результате, выпускники не могут найти профессионального применения ни на сцене, ни в преподавании, ни в других областях, связанных с их родом деятельности. И таких балетных отделений в Корее большинство. Таким образом, расширение сети балетных отделений привело к увеличению количества непрофессиональных деятелей балета, что в итоге замедляет процесс развития классического танца в Корее.
В связи с тем, что интерес к исполнительскому искусству возрастал и появилась потребность в хорошем арт-образовании, министерством культуры и туризма было решено основать школу, которая могла бы выпускать квалифицированных профессионалов в области музыки, танца, драмы, кинематографии и корейских традиционных искусств. В 1993 году был основан корейский национальный университет искусств (КНУИ). /
КНУИ – единственный университет в Корее, для которого был разработан специальный учебный план, подобный российским балетным школам. Однако в программе отсутствуют такие важные дисциплины как актёрское мастерство и историко-бытовой танец. Следует подчеркнуть тот факт, что на балетном отделении не принята единая система преподавания, не взята за образец какая-либо методика. На протяжении почти десяти лет существовало негласное разделение на американскую и русскую классические школы. И связано это с составом профессоров.
Одним из двух профессоров была Ким Хе Сик (прекратила работу в 2007 году), тяготеющая к методике американской школы балета. Позже в постоянный преподавательский состав школы вошла Чо Чжу Ён, несколько лет проработавшая в Вашингтонской балетной компании.
Вторым ведущим профессором является Ким Сон Хи, внедряющая школу русского классического танца. Она получила педагогическое балетное образование в Петербурге, в академии имени Вагановой.
В 2003 году Ким Сон Хи пригласила работать в КНУИ бывших солистов Мариинского театра Владимира Кима и Маргариту Куллик. Они дают уроки классики, дуэтный танец, классическое наследие и готовят студентов к различным корейским (Тона) и международным (Варна, Лозанна, Нью-Йорк, Москва, Петербург, Сеул) конкурсам. За несколько лет совместной работы с Ким Сон Хи они заметно повысили уровень выпускников КНУИ. Заметно изменился стиль проведения экзаменов (он приблизился к российским), поменялась репертуарная политика. Однако, если сравнить студентов КНУИ и старших учеников вагановской академии, то можно заметить, что у первых нет определённого стиля исполнения. И вызвано это следующими причинами: тем, что один класс ведут разные педагоги; доуниверситетское обучение состояло из посещений разных школ одновременно; студенты не способны мыслить в одном направлении, так как привыкли приспосабливаться к каждому педагогу в отдельности.
Таким образом, благодаря строгому отбору поступающих, учебной программе и преподавательскому составу балетное отделение КНУИ стало лучшим в Корее. На международных конкурсах студенты этого университета соперничают с учениками ведущих школ мира. Однако известно, что при подготовке к конкурсам присутствует элемент автоматизма, зазубривается «каждый палец». И этот процесс отличен от воспитания артиста в полной мере владеющего своим телом. Если о рассуждать о фундаментальном балетном образовании и о каких-либо исполнительских традициях школы, то, по мнению автора, пока их нет.
Назовем профессиональные балетные школы Сеула, где обучаются дети младшего, среднего и старшего возраста: Йевон, Сеульская гимназия искусств, Сонхва, академия балета Юниверсал, школа при КНУИ.
В 2000 году при КНУИ была открыта школа балета, которой руководит Ким Сон Хи. В школе, как и в университете, один класс ведут разные преподаватели. В Корее распространено мнение о том, что успех учеников зависит от количества педагогов: чем больше, тем лучше. Но, как показывает практика, студенты приспосабливаются к требованиям разных педагогов, не усваивая как в российских школах, определённый стиль, манеру исполнения.
В школе КНУИ дают уроки Ким Сон Хи, М.Куллик, В.Ким, Н.Цай и Син Сон Ён, прослушавшая курс лекций Ким Сон Хи. Поэтому можно сказать, что в школе утвердилась методика Вагановой. В данных условиях она корректируется с учётом физических способностей учащихся и правил, принятых в данном учебном заведении.
В конце учебного года все ученики принимают участие в школьном концерте. Самыми младшими в разные годы исполнялись: танец пажиков из балета «Спящая красавица», пиччикато на музыку Делиба, вальс из балета «Лебединое озеро», па де труа из балета «Щелкунчик» и другие номера (вальсы, полонезы, польки).
Учащиеся средних классов показывают вариации, отрепетированные специально для конкурсов, проводимых в Сеуле. Организаторами этих балетных соревнований выступают университеты и школы. Одни – малозначимые, и конкурсанты участвуют в них только для сценического опыта, другие (школы Сонхва и Йевон) – очень важны, как с точки зрения статуса наград, так и с точки зрения дальнейшего образования. Участники конкурсов разделяются по возрастам и видам исполняемых вариаций: классические (старая хореография) и современные (вновь поставленные). Многие их учениц КНУИ выступают на конкурсах, действительно, по-балерински. В них есть чувство позы, широта движений, одухотворенность.
Старшие учащиеся исполняют одноактные балеты или какой-либо акт: «Фея кукол» в постановке К. Сергеева, «Пахита» в редакции А.Вагановой, «Спящая красавица» (пролог) в редакции К. Сергеева, «Раймонда» (3 акт) в редакции К. Сергеева, «Русалочка» и «Симфония До» в постановке Ким Сон Хи. «Фею кукол» впервые в 2001 году показывала педагог академии Вагановой Л. Ковалёва. Лучшие старшеклассники демонстрируют своё мастерство в вариациях и современных номерах, подготовленных к конкурсу в Лозанне, некоторые танцуют сложнейшие па де де из балетов: «Лебединое озеро» (2 акт), «Корсар» (2 акт), «Спящая красавица» (3 акт), «Эсмеральда» (2 акт).
Выпускники школы КНУИ практически автоматически становятся студентами университета. В процессе обучения лучшие из них раньше проходили стажировку в академии Вагановой, сейчас имеют возможность стажироваться в Мариинском театре. Затем, получив диплом об окончании, большинство поступают на работу в труппы Национальный балет и Юниверсал, некоторые ищут работу за границей.
Школа искусств Сонхва, организованная в 1984 году, включает танцевальный и музыкальный факультеты. Генеральным директором танцевальной школы является Джулия Мун. Школа танца состоит из трех отделений: балет, танец модерн и традиционный танец. В 2006-2007 гг. директором балетного отделения был А. Мирзоян, бывший артист Мариинского театра и педагог академии Вагановой. В школе Сонхва на протяжении нескольких лет постоянно работали и работают российские педагоги: Е. Нефф, З. Омельченко, В. Соловьёва, Е. Селиванова.
В программу обучения входит классический и характерный танцы. Четкой программы обучения нет. Педагоги приблизительно распределяют восьмилетнюю программу академии Вагановой на шесть лет. Каждый педагог ведёт класс только один год. Смена учителя считается необходимой.
Периодически школа Сонхва устраивает программные концерты. В последнее время балетными студентами и педагогами были подготовлены гран-па из балета «Дон Кихот» и третий акт «Раймонды», новую редакцию которых сделала Е. Селиванова. Взяв за основу постановки Мариинского и Большого театров педагог изменила антре и коды, так как одной из задач является выступление всех учащихся старших курсов. Было увеличено количество сольных вариаций. В обоих дивертисментах была продемонстрирована хорошая техника и владение стилистикой вышеупомянутых балетов.
Подводя итог, можно сказать о том, что балетный факультет Сонхва имеет предпосылки стать очень хорошей школой, имея в штате постоянных профессиональных педагогов, подчиняющихся единой методике, и имея в лице Джулии Мун лидера, знающего своё дело. Напомним о том, что она весьма активно пропагандирует именно русскую школу. По мнению автора, уровень школы значительно снижен из-за недостаточного отбора учеников, а также из-за отсутствия таких предметов как дуэтный, историко-бытовой танцы и актёрское мастерство.
В 2001 г. в Сеуле была открыта балетная школа, спонсируемая фирмой «Самсунг», и находящаяся под патронажем академии имени Вагановой. Между руководствами школ было заключёно соглашение, при котором российская сторона предоставляла услуги педагогов и концертмейстеров, как на длительные, так и на короткие сроки, обеспечивала приём корейских студентов для стажировки в академии Вагановой.
Классы даются строго по методике академии Вагановой. Несколько лет контроль осуществляла Пэк Ён Ок, знакомая с методикой Вагановой. Для работы в школу приглашались: Г. Башловкина, Н.Аподиакос, О. Васильева, М. Петрович, Н.Копысева и другие. Летом российские педагоги знакомят учащихся с такими предметами как актёрское мастерство (А. Стёпин), характерный танец (Л. Постижева, С. Горбатов, А. Строгая), историко-бытовой танец (Н. Иванович). Однако короткие месячные курсы скорее ставят своей целью поднятие имиджа школы, так как научить чему-либо за такой промежуток времени невозможно.
В 1993 году была организована школа балета при Национальном театре. В ней даются профессиональные классы для детей от шести до пятнадцати лет и любительские классы для взрослых. Сотрудничество руководства труппы Национального балета с Ю. Григоровичем привело к контакту с педагогами Московской Академии балета. В академию стали приглашаться преподаватели сроком от полугода. Среди них были: Г. Козлова, Л. Коваленко, В. Куликова, Т.Гальцева.
Назовем еще балетные заведения, в которых преподавали и преподают педагоги из Москвы и Петербурга: Женский университет Тондок имеет соглашение с петербургской академией Культуры (А.Соловьёва, Л.Мальгина, О.Мухортова, А.Яковлева), университет города Тэгу (С.Горбатов), университет города Кванчжу (А.Евдокимов), школа Йевон (В.Серый) и многочисленные частные студии.
Подводя итог, можно сказать, что все лучшие балетные школы Сеула (Йевон, Сонхва, КНУИ, академия Юниверсал), а, следовательно, и Кореи, имеют в своём штате педагогов из России. Существует тенденция приглашения их в университеты второго уровня. Владельцы маленьких студий считают престижным иметь русского преподавателя и готовы при этом на самые серьёзные материальные затраты. Таким образом, можно утверждать, что русская школа классического танца весьма востребована, несмотря на то, что между учебными заведениями существуют разногласия в приоритетах мировых балетных школ. И, возможно, в конце концов, русская школа балета, в частности, методика Вагановой, ляжет в основу формирования единой национальной балетной школы.

Источник: https://vestnik.kr/article/culture_articles/2907.html

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.

Translate »