Т.М. Симбирцева о лекциях, прочитанных ею в НГУ

Татьяна Симбирцева

Татьяна Симбирцева

Хочу поблагодарить Новосибирский университет, Центр корейских исследований и лично Сергея Владимировича Алкина за предоставленную мне в мае 2014 г. редкую возможность выступить с лекциями по истории Чосона (1392-1910) – последней корейской монархии – по материалам моей книги “Владыки старой Кореи” (М., 2012). НГУ – единственный вуз России, приглашающий отечественных лекторов-корееведов “со стороны”. Думаю, что такой обмен чрезвычайно полезен. С одной стороны, он способствует укреплению научных связей в нашей очень узкой и рассеянной по всей необъятной России специальности, а с другой – развивает кругозор новосибирских студентов и открывает им более широкие перспективы успешной работы над курсовыми и дипломными работами. Также благодарю тех слушателей, кто нашел силы и время мои лекции посетить в напряженное время перед сессией. В этом письме мне хотелось бы подвести некоторый итог проделанной работе.

Всего мною были прочитаны пять лекций по трем темам: “Монархи Кореи ваны: понятие, его смысл и эволюция”, “Дворцы ванов Чосона: устройство и символика” и “Гробницы ванов Чосона: канон и своеобразие”. Их главной задачей было показать общие (для всего дальневосточного ареала) и особенные черты корейской государственности эпохи Чосон, когда главенствующей религией и идеологией Кореи стало неоконфуцианство, а также представить на конкретных примерах как эти черты воплощались в действительности.

По завершении лекций, мною был принят зачет, где слушателям были заданы вопросы из нижеследующего списка. По ним можно составить представление о главном содержании прочитанных лекций. Также предлагаю список некоторых возможных тем курсовых и дипломных работ для тех, кто хотел бы глубже узнать историю Чосона, когда за пять веков сложились первое в истории страны конфуцианское государство, общество и культура, без знания которых нельзя глубоко понять и современную Корею.

Желаю читателям сайта успехов в учебе и научной работе, Т.М. Симбирцева.

Вопросы к слушателям после лекций, прочитанных в НГУ в мае 2014 г.

1. Сколько монархий, по вашему мнению, было в корейской истории и сколько их насчитал корейский Интернет? С чем вы с ним не согласны или согласны?
2. Кто такой Киджа и какое значение эта легендарная фигура имела для истории Чосона (1392-1910 гг.)?
3. Как воспринимали название “Чосон” в Корее (Ли Сонге и его приближенные) и как – в Минском Китае?
4. Титул “ван” впервые появился в Китае и оттуда заимствован. О чем это свидетельствует?
5. Кого сегодня называют корейцы “первым ваном” в истории Кореи? Насколько вы с этим согласны?
6. Когда реально появились в корейской истории первые ваны и с чего именно тут ведется отсчет?
7. Почему в ранней корейской историографии (до середины периода Корё) имя Тангуна не упоминалось? В каком историографическом труде оно появилось впервые?
8. В чем вы видите причины строительства (завершено в 1994 г.) грандиозной гробницы Тангуна в КНДР?
9. Почему гробницы правителей (всех, с первых веков н.э.) сохранялись в прошлом и сохраняются сегодня в Корее так тщательно?
10. Памятником какого периода корейской государственности являются дошедшие до наших дней короны Пэкче и Силла? Поясните.
11. Какую роль в развитии корейской государственности сыграл буддизм? Поясните.
12. Историческое время как понятие. Чем и как оно измеряется?
13. Царственные фамилии в истории Кореи. Перечислите с указанием периодов правления.
14. Ван – дайте определение этому типу правителя.
15. Кто в корейской истории имел девизы правления “(ёнхо)? Поясните, почему их было так мало.
16. Смысл человеческого бытия и основа семьи по Конфуцию. “Три устоя – пять правил” (самган орюн) – в чем они заключаются.
17. Представление о государстве и правителе по Конфуцию.
18. Основа ритуальной системы конфуцианства – в чем она?
19. Какую особую (по сравнению с другими предками) функцию в системе религиозных представлений древних корейцев исполняли предки правителей?
20. Поясните фразу из учебника: “Отношения Китая и Кореи были тесными и неоднозначными во все времена”.
21. Суть политики садэ.
22. Перечислите основные “истинно-ханьские” и “не-ханьские” китайские династии, с которыми Корея имела отношения садэ.
23. В чем разница их восприятия корейцами и почему это разделение было для Кореи важно?
24. В чем, в первую очередь, выражался вассалитет Кореи от Китая?
25. В чем заключалась главная специфика чосонской (1392-1910) государственной доктрины (отличие ее от китайской)?

Возможные темы курсовых и дипломных работ по истории и культуре Чосона

1) Царственные фамилии и их преемственность в истории Кореи
2) Политика садэ: значение отношений с Китаем для чосонской государственности
3) Минско-чосонские отношения, 1392-1644 и далее (по “Пекинским дневникам” – Ёнхэннок)
4) Имена чосонских ванов: принципы составления и сакральный смысл
5) Портреты чосонских ванов: сакральный смысл и художественные особенности
6) Живопись чосонских ванов (по опубликованным коллекциям Кюджангака)
7) Каллиграфия чосонских ванов (по опубликованным материалам Центрального исторического музея в Сеуле и Музея Когун)
8) Дракон и феникс в чосонской государственной символике: смысл и семантика образов в национальном восприятии
9) Символы власти чосонских ванов (по материалам музея Когун)
10) Женщины и власть в истории Чосона
11) Таблички хёнпхан в средневековой корейской архитектуре: понятие, смысл и художественные особенности (на примере королевских дворцов Чосона)
12) Генеалогические книги чосонских ванов как исторический документ
13) Садэ кёрин – принцип средневековой дипломатии
14) Корейско-японские отношения в период Чосон (по “Собранию правил пограничных отношений” – Пённё чибо, 1581-1841)
15) Чосонский портрет: виды, религиозно-социальный смысл и художественные особенности.

Источник: Форум РАУК

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.

Translate »