Таинство творчества Анатолия Кима

Дорогой Анатолий Андреевич, сайт “Корё сарам” сердечно поздравляет Вас с днем рождения! Ваше творчество для нас, русскоговорящих корейцев, является знаковой дорогой, по которой нам идти по нелегкой нашей судьбе. Будьте здоровы!

Писатель Анатолий Ким. Фото Виктора Ана. Москва, 31 мая 2017 г.

Дорогой Анатолий Андреевич!

Примите мои самые сердечные  поздравления с Днём Вашего рождения!

Желаю Вам отличного здоровья, чудесных творческих поисков, вдохновения, радости высоких помыслов!

Радуйте нас! Благодарю судьбу, что мне позволено соприкасаться с Вами и с Вашим бесценным и великим талантом.

Всем нам, ох как много ещё предстоит «…работать над накоплением всеобщей энергии Добра!»

И Любви обязательно!

С глубоким уважением – Ваш Моисей Ким

Москва, 15 июня 2017 года

Таинство творчества Анатолия Кима

Творчество знаменитого писателя Анатолия Кима уникально, «земной мир как мир космический, не замкнутый в самом себе» и пронизанный важными идеями, начиная от фольклорных, христианских, до общечеловеческих. Вот роман «Онлирия» (1995) повествует о царстве бессмертия. Фантастически-мифологическая философская притча в романе «Поселок кентавров» (1992) рассказывает о конфликте двух миров: видимого, суетного и грешного. В них живут и противоборствуют люди, кентавры, лошади и амазонки с высшими, незримыми – всемогущими существами, совершающими нравственный суд над «животным» миром, над человечеством, уничтожающим себя движением к животности, своей грубой корыстной чувственностью. Бездуховный кентавр, грубо материальное и безбожное существо, обречен на историческое исчезновение.  Здесь легко угадывается советский обыватель!

Глубина образов, яркая аллегоричность, метафоричность, живой колорит изображаемого сочетаются в прозе А. Кима с исповедью, очарованием доброты его героев, умением объединить большое и малое, значительное и незаметное. В его художественных произведениях словно вплетены мифы, легенды, притчи, символы и образы вселенского характера. Герои  произведений не только люди, а и звери, птицы, великаны, карлики, мифологические существа и даже фольклорные тотемы. Особенно явственно видим это в романах «Белка» и «Отец-лес». Этакая литературная полифония. В музыке полифония – когда в единицу времени звучат несколько мелодичных начал, которые соединяются потом в нечто общее и целое. А в литературе Анатолия Кима – в одном абзаце могут присутствовать три персонажа, которые жили в разные эпохи. Или пересечение внутренних монологов, ракурсов, резкий переход повествователя, перемещение во времени и пространстве, смешение исторических и географических пространств, переплетение судеб и характеров…

Знаменитый роман «Белка» имеет подзаголовок «сказка», а роман «Отец-лес» – «притча». Героями-повествователями становятся главные образы – Белка и Отец-лес, «демиурги-рассказчики», не принадлежащие к миру человеческих существ, что дают возможность представить время как целостность в историческом пространстве. Эти образы-мифологемы наделены духовной сущностью, способностью мыслить, переживать, любить и ненавидеть по-человечески, умением понять и осознать суть бытия человеческого. Хотя, Белка» – роман-сказка, вполне реалистично рассказывающий о том, как жили, погибли и стали бессмертными четверо талантливых молодых художников, побежденные «заговором зверей» – всемирным сообществом оборотней. У Анатолия Андреевича Кима это вопрос соотношения грешного конечного земного бытия человека с вечной красотой и истинностью искусства. И он даже немного связан с его автобиографией.

Таинство творчества А. А. Кима – одного из наиболее талантливых и загадочных русских писателей занимает особое место в современном литературном процессе. Анатолий Ким, лауреат многих литературных премии, автор рассказов, повестей, романов, известен ещё и как переводчик, драматург, сценарист. Его отличает способность интуитивно понимать и предугадывать наиболее актуальные тенденции литературного развития. Поэтому некоторые его исследователи соотносят новаторство А. Кима к традициям модернизма («Остров Ионы»), с постмодернистской поэтикой («Поселок кентавров», «Сбор грибов под музыку Баха») и даже маргинальной культурой («Поселок кентавров»). Произведения его подобно творениям любого выдающегося художника, не укладываются в рамки какого-либо одного направления – потому наблюдается столь разноречивый взгляд при определении места и роли творчества А. Кима  в «литературной орбите» России, да и всей планеты.

Герои его книг проходят дорогой горьких испытаний, утрат, неустроенности и одиночества, прежде чем понять необходимость Звездного братства людей. Только став творческой личностью, появляется чувство ответственности перед настоящим и будущим. Писатель убеждён, что можно пробудить у всех людей творческое начало. Поверив в это, утверждает он, начинаешь постигать подлинную ценность человеческой жизни. Многим произведениям Анатолия Кима свойственны лирико-философская основа с размытым порой сюжетом, детальностью и неспешностью повествования. Так, в повести «Луковое поле» (1976) главный герой – неудачник, бродяга, однако наделенный неожиданно тонкой и чистой душой, однако с беспорядочным бытием. Множество символических деталей, говорит здесь читателю о нерушимом единстве человека с природой. Хотя и через корейское луковое поле. А.А.Киму характерны риторическая приподнятость, многозначность смыслов и символов, повествования, поэтичность текста, впечатление внешней нелогичности, пространственные и временные «скачки», меняющие точку зрения на одни и те же события. Это свойственно даже тем произведениям, в которых имеется вполне реалистичная ситуация. Например, в повести «Лотос» (1980) описано прощание художника с умирающей матерью. Смерть в этом рассказе описана автором в близких к суфизму и буддизму традициях: она выглядит не как окончание бытия, а как процесс изменения, преображения человеческой души. При этом взгляд Анатолия Кима на творчество, раскрытый здесь вполне «западный»: жизнь коротка, но искусство – вечно, и, благодаря этому, способно дарить бессмертие нашему мимолетному бытию.

В книге «Радости рая», изданной недавно писатель, а может больше философ-фантаст Анатолий Ким собрал три самых необычных для него произведения, в которых символически отражены три эпохальные мировые ситуации. В повести невидимок “Стена” через прекрасные и трагические перипетии любви мужчины и женщины показаны последние дни и духовная агония советского общества. О «Посёлке кентавров» сказано выше. В новом романе «Радости рая» отразилось всепланетарное настроение перед “концом света”, связанное с ощущением утери уверенного направления своего вселенского пути разумным человечеством. Впервые роскошная книга богато иллюстрирована самими рисунками и картинами Анатолия Андреевича.

Произведения Анатолия Кима наполнены огромной любовью к человеку, к земле, к природе, ко всему живому. Глазами Анатолия Кима видишь, насколько прекрасен окружающий мир и невольно проникаешься необычайным чувством сопричастности ко всему, что окружает нас вокруг. Трогательно-лиричные, философские, пронизанные размышлениями о судьбе человечества, о смысле человеческого бытия… А.А. Ким сумел показать неразрывную связь людей друг с другом, с природой, Вселенной, через раскрытие красоты и богатства человеческой души. Человек и его судьба на стыке XX-XXI веков – основная тема творчества Анатолия Кима. Открывая в своих произведениях сущность разных людей, показывая их характеры и внутренний мир, Анатолий Ким пытается понять, почему люди, имея большой исторический опыт и немалый духовный потенциал, зачастую идут на жестокие и страшные злодеяния. Писатель исследует отношения человека с окружающим миром, природой, обществом, о влиянии, оказываемой средой на формирование личности.  Вопрос о месте и роли человека на земле – важнейший у А.А. Кима.

По Киму человек – часть Вселенной, а его жизнь – лишь мгновение, вспышка в общем космическом времени. В этом мгновении каждый человек оставляет свой след в необъятном пространстве, ибо Земля чутко реагирует на все движения человеческой души. Когда человек совершает недоброе, окружающее его пространство погружается во тьму, время замирает; когда же он творит добро, мир вокруг озаряется светом. В числе главных тем в творчестве Анатолия Кима – проблема счастья. Достичь же его, может лишь человек, умеющий любить, так как любовь – великая сила, способная воскрешать людей. Любовь – залог гармонии мира, возрождения человечества, его будущего. Причем счастье, у Анатолия Кима, имеет свои четкие пространственные и временные координаты, ибо любовь – это солнце, вокруг которого вращается жизнь человека. Когда же солнце отдаляется и исчезает, все погружается в оцепенение, подобно природе, засыпающей перед зимой. Роман «Радости рая», можно назвать квинтэссенцией творческого пути писателя. В обращении к читателю Анатолий Ким пишет: «Мой друг – читатель этой книги, я пригласил тебя в свободный полет, чтобы ты ощутил, также как и я, что была у нас жизнь и до нашего рождения, и была она и после нашей смерти, – твоя и рядом моя таинственная привлекательная жизнь… И все цвета нашей живописи свободны, и все волнительные линии наших рисунков свободны. И понятие бессмертия нашего есть свободное понятие. Бессмертия не надо достигать, ведь оно в тебе, с тобой, – бессмертие надо постигать, ведь оно всегда высоко, и к нему идти и лететь далеко». Поистине бессмертные слова!

Весь жизненный путь А.А.Кима – это восхождение по спирали духовности! Тем, кто знает Анатолия Кима и как человека, и как творца это очевидно. Поэтому, каждое последующее произведение отражает все новые познания и открытия, которые, охотно верится, даются ему свыше. В романе «Радости рая» Анатолий Ким поднимается над социальным и чисто человеческим до уровня вселенского масштаба ПОНИМАНИЯ ЖИЗНИ, МИРОЗДАНИЯ и его законов!   При этом читать его главы можно в любом порядке: от начала, от конца к началу, с середины в начало, или наоборот. Все части могут быть независимыми отрывками, но вместе собирают наши ПОЗНАНИЯ и раздвигают границы понимания Жизни. Вы как бы подниметесь над суетой мира и открываете новые горизонты Мироздания!

А.А. Ким играет выдающую роль в литературе российского, да и мирового масштаба, задав импульс новому этапу духовно направленного реализма, открытого творчеству и красоте новой литературы. А великолепный, богатейший русский язык Анатолия Кима позволяет наслаждаться нам его изумительными жемчужинами слов и прекраснейших образов!

 

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментариев пока нет, но вы можете оставить первый комментарий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Translate »