Терпимость и жестокость анонимного пространства

Писательница Ким Эран

Критический очерк

Минимаркеты — небольшие круглосуточные магазины — часто становятся местом действия в произведениях корейских писателей. В рассказе “Я иду в минимаркет”, как это понятно из названия, автор описывает отношения людей, посещающих такие магазины. Они стали олицетворением анонимности, присущей современному обществу, и через этот образ автор сетует на отсутствие уникальности каждого человека.

Ким Эран начала свою литературную карьеру с победы в 1-ом Студенческом литературном конкурсе Тэсан, который был учреждён в 2003 году. На момент получения премии писательнице было 23 года, и она стала первой из плеяды молодых писателей, родившихся в 1980-х годах. Ким Эран всего на 5-6 лет старше “молодых феминисток” — представительниц литературного течения, ярко заявивших о себе в 2017 году, но между ними ощущается разница, как будто это писатели разных поколений. Дело не только в том, что Ким Эран рано начала творческую деятельность, просто у неё более зрелые взгляды на жизнь.

Рассказ “Я иду в минимаркет” был написан в том же 2003 году, а в 2005 году он был включён в сборник “Беги, отец!”. Если в романе “Человек минимаркета” японской писательницы Саяки Мураты, награждённой за это произведение Премией им. Акутагавы, рассказывается про одинокую женщину, 18 лет проработавшую в круглосуточном минимаркете, то в рассказе Ким Эран минимаркет представлен глазами посетительницы — студентки. То есть первое произведение использует взгляд изнутри, второе — извне.

“Я хожу в минимаркет. Иногда чаще — по нескольку раз в день, иногда реже — раз в неделю. Следовательно, за этот отрезок времени у меня обязательно появляется потребность что-нибудь купить”.

Рассказ начинается с абзаца, в котором коротко говорится о роли минимаркета в жизни главной героини. Покупки в минимаркетах являются неотъемлемой частью её жизни. Этот абзац, но в несколько изменённом виде повторяется в конце рассказа. Связка “следовательно” меняется на “и, как ни странно”, и такое перефразирование обосновано изменением отношения главной героини к минимаркетам. А процесс этого изменения описан непосредственно в самом рассказе.

Сеть минимаркетов, которая появилась “подобно легенде, истоков которой уже никто не помнит”, вдруг стала частью повседневной жизни современного человека. Главную героиню рассказа привлекает в них то, что персонал и посетители не знают друг друга. То есть гарантируется анонимность, которая является характерной особенностью жизни в современном большом городе, и девушке это нравится. Сотрудники минимаркетов обычно не расспрашивают посетителей о личной жизни, и это кажется очень комфортным. Анонимность в зависимости от ситуации может приобретать как положительный, так и отрицательный характер, но героиню рассказа она вполне устраивает. Далее из сюжета становится понятно, что это не совсем так.

Эта девушка живёт в студенческом районе, где работают три минимаркета. Хозяин первого чересчур любезный. “Чересчур” означает, что он так старается быть вежливым, что постоянно расспрашивает посетителей о личной жизни и набивается в друзья. Такая навязчивость смутила главную героиню, и она перестала ходить в этот магазин. Можно сказать, что это была её месть минимаркету за то, что он обманул её ожидания по поводу анонимности. Палатка-забегаловка, куда главная героиня часто ходила перекусить по вечерам, вскоре стала вторым объектом бойкота.

Второй минимаркет тоже оказался в чёрном списке главной героини после неловкой ситуации с покупкой презервативов, но с точки зрения хозяйки это может показаться несправедливым. Как бы то ни было, в конце концов для главной героини рассказа остаётся последний магазин — Q-mart, где она становится постоянным покупателем. Продавец здесь соответствует ожиданиям главной героини — он не говорит ничего, кроме того, что должен говорить продавец. В то же время нельзя обвинить его в грубости. Он каждый раз здоровается, почти автоматически. Для главной героини Q-mart был магазином “Здравствуйте — До свидания”.

Но вскоре она понимает, что заблуждалась. Потому что её личная информация и личная жизнь помимо её воли была раскрыта. Проанализировав покупки, продавец мог понять, чем она питается, где живёт и с кем, узнать не только адрес её родителей, но даже проследить цикл месячных. Это может быть незначительным открытием, но момент, когда приходит это осознание попадает на поворотную точку в повествовании, что является любопытным.

Когда выясняется, что минимаркет не гарантирует абсолютной анонимности, что помимо воли покупателя его личная информация так или иначе становится доступна, главная героиня и продавец будто меняются местами.

Вот что она говорит: “Он не спрашивал у меня, на каком факультете я учусь. Но я была бы не против рассказать”, а также “ Рис разогревается полторы минуты, молоко — двадцать секунд, и всё это время он всегда молчит. Теперь уже мне захотелось узнать о нём что-нибудь”, и в конце концов делает вывод: “Я не знаю о тебе ничего”. Может быть, он ей понравился как мужчина? Нет, скорее всего, правильнее будет сказать, что она просто хотела исправить этот дисбаланс в информации, сделать отношения не такими перекошенными в одну сторону.

После этой поворотной точки в повествовании происходит случай, который является кульминацией рассказа. В Рождественский сочельник, когда все уехали в центр города, а окраины опустели, главной героине вдруг понадобилась помощь знакомого человека. Поразмыслив, она решила, что лучше всего обратиться к продавцу минимаркета. Он был одним из нескольких человек в районе, который знал её в лицо. Таким образом девушка, которая всегда хотела анонимности и “наказывала” хозяев магазинов, которые нарушили этот принцип, сама попала в ловушку анонимности. Она считала, что может быть важной и умной сама по себе, но наступила на собственные грабли. Да простит нас девушка, но читатель говорит: “Поделом!” Рассказ идёт к развязке, но тут неожиданно происходит самое серьёзное происшествие, настоящий несчастный случай.

Как уже было сказано выше, рассказ заканчивается теми же словами, что и начинался, но немного изменёнными. Чтобы прийти к таким изменениям потребовалось несколько эпизодов, в которых раскрывалась тематика рассказа, а также связанные с ними мысли главной героини. Рассказ, который начался с воспевания анонимности заканчивается, наоборот, свидетельством её ущербности, жестокости. И за этой, на первый взгляд небольшой, разницей между “следовательно” и “как ни странно” стоит глубокое осмысление анонимности. Главная героиня смело говорит:

“Если вы пойдёте в такой магазин — осмотритесь по сторонам. Если рядом с вами девушка покупает воду, то, может быть, она собирается запить таблетку; если мужчина покупает бритву, то, может быть, он собирается перерезать себе вены; если подросток покупает туалетную бумагу, то, может быть, чтобы подтирать больную мать. Вы можете воображать, можете нет — это ваш выбор”.

Чхве Чебон, корреспондент газеты «Хангёрэ»

***

Источник: KOREANA. Зима 2017   TOM . 13    Nº. 4

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.

Translate »