Триумф фотомастера

Виктор Ан с Владимиром Соном и поэтом Станиславом Ли. Алматы. На праздновании 90-летия "Корё ильбо". 2013 г.

Виктор Ан с Владимиром Соном и поэтом Станиславом Ли. Алматы. На праздновании 90-летия “Корё ильбо”. 2013 г.

Диаспора в лицах. Персона                                                             

 Владимир Сон

Из автобиографии:  Ан Виктор Иванович.  Родился в 1947 году в г. Пскенте Ташкентской области. По образованию – гидромелиоратор. Работал водителем, киномехаником, выращивал лук и арбузы, преподавал на станции юных техников. В 1979 году, работая фотокорреспондентом газеты «Ленин кичи» (ныне «Коре ильбо» – Республика Казахстан) начал заниматься художественной фотографией. В период с 1995 по 2014 год выставлял свои работы на Персональных выставках в городах Кобе и Кумамото (Япония), Сеуле и Тэгу (Южная Корея), Алма-Ате (Казахстан), трижды в Ташкенте (Узбекистан), Дрездене (Германия), и др. Автор фотоальбомов:  «История корейцев Казахстана», «До востребования», «66 Лет корейскому театру» и др.  Член  творческого объединения Академии художеств Узбекистана, член Союза фотохудожников России.  В 2007 году удостоен серебряной медали Академии художеств Узбекистана. В 2014 году общественность Ташкента широко отметила 35-летие творческой деятельности талантливого фотомастера.

На сегодняшний день Виктор Ан – непревзойденный и неповторимый национальный творец фотоискусства на всем постсоветском пространстве. Ему нет равных в особом видении фрагментов, из которых состоит наша непростая жизнь. Магия его фототворчества завораживает, вводит в глубокие раздумья, порой берет в глухой плен оцепенения. Такое случилось однажды в Сеуле, когда исчерпывающую оценку теме депортации советских корейцев в 1937 году дала группа университетских профессоров. После осмотра фотоэкспозиции они сказали: «Уважаемый Мастер, нам страшно от увиденного, неужели все это пришлось испытать и вынести нашим соплеменникам?». Что оставалось ответить автору? – «Да, свидетели всему снимки, я за ними «охотился»  по всему Дальнему Востоку, Средней Азии, Казахстану, России».

Нелегким и неоднозначным был путь становления мастера. Проработав несколько лет в газете, он уходил в поисках своего «я» в другие места, где находился в плену «производственной фотографии». В 1988-ом Виктор Иванович вернулся в Ташкентский корпункт газеты «Ленин кичи», где и проработал почти четверть века. Так что, познав однажды вкус истинного фототворчества, наш «беглец», конечно же, не смог быть на ином поприще, даже более высокооплачиваемом.

То была горбачевская эпоха, в которой кое-что все же было замечательным. Плюрализм стал присутствовать и в фотожурналистике. Теперь передовую доярку необязательно было показывать на фоне объемного вымени коровы, шофера – за баранкой, а врача – рядом с печальным пациентом. В фоторемесленном цехе тех лет Виктор Ан сделал большой творческий прорыв, начав публикацию фотоочерков на заданную тему. А это новое направление требовало больших затрат сил, времени, средств. И еще выдержки. Многих, истинно бойцовских качеств у Виктора Ивановича было достаточно – их он обрел еще в молодости, испробовав себя в разных ипостасях: таксист, радиомастер, киномеханик, гидромелиоратор, овощевод. Но, все, как говорится, было не то. Однажды в его руках оказалась фотокамера. Такое «однажды» было и у воронежского паренька, ставшего впоследствии знаменитым фотокором «Комсомольской правды», Василия Пескова, награжденного Ленинской премией за фотокнигу «Шаги по росе». А что наш Виктор Ан после судьбоносного «однажды»? За ним последовали годы упорного постижения науки фототворчества, профессиональные муки, которые неуемный наш фотокор может назвать и «сладкой каторгой» и «добровольной кабалой». А выглядит он всегда таким, каким мечтают зваться многие его коллеги – неистовым репортером. Но еще кое в чем могут и должны позавидовать Виктору Ану собратья по цеху, – тому, о чем гласит вековая мудрость: «У каждого народа есть свой одержимый». Ведь корейская диаспора  по праву гордится тем, что имеет такого яркого, самобытного, неутомимого репортера, из года в год, десятилетиями ведущего поисковую фотолетопись своего народа.

Еще в конце прошлого века Виктор Ан издал фотоальбом «До востребования», самим названием определив творческое кредо, дав людям обещание быть всегда востребованным на общем жизненном пути. Тот сборник предваряют стихи  Станислава Ли, где казахстанский поэт сокрушается, что не стало корейских имен, «и дед на вопросы о прошлом молчит». Время показало, что Виктор Иванович клятвенно, свято все эти годы исполнял свой профессиональный и моральный долг. И благодаря его фотовыставкам и публикациям в средствах массовой информации «заговорило» драматическое прошлое корейского народа, к людям возвращались из небытия, пусть на выцветших фото, дорогие родственники, друзья, любимые. И говоря об особой одаренности фотомаэстроАна, нельзя не вспомнить еще одну мудрость: «Талант – от Бога, но его реализация – от человека». В Викторе Ане все это сошлось, и в этом наше счастье.

В 1992 году вместе с коллегами Виктор Иванович  работал неделю в Караганде. Он много снимал: шахтеров, металлургов, интеллигенцию. Времена уже были тяжкие, поэтому вместо гостиницы жили в мастерской у знаменитого скульптора Алексея Николаевича Цоя (он был членом Союза художников СССР, в 2007 году трагически погиб под Алматы). Сколько споров, философских раздумий осталось в памяти от того общения. Помимогорняцкой фотосессии, Виктор сделал уникальный снимок отца Алексея Николаевича – Цоя Нам Гю.  На фото – мудрый восточный старец с посохом, с устремленным в прошлое и вечность взором. Таких снимков у фотомастера десятки, за них американские издания предлагали баснословные суммы, но Виктор Иванович на это никогда не шел.

Подлинным шедевром стала его очередная работа «Фотолетопись корейцев Казахстана», изданная к очередной годовщине депортации корейского народа с Дальнего Востока. В предисловии видный казахстанский ученый-историк, известный кореевед Георгий Кан поясняет, что в основу альбома был положен необычный принцип: в нем не называются конкретные личности и персонажи, а есть целостный образ диаспоры, выраженный через лица. Задумка авторов альбома состоялась наилучшим образом! Многие лица узнаваемы, эти замечательные люди вынесли ту эпоху на своих плечах, они и их сегодняшние потомки формировали достойный имидж корейских переселенцев в Казахстане и республиках Средней Азии. Одна только серия «Мадонна ушедшего века» чего стоит! Зоркийфотовзгляд Виктора Ивановича открыл для нас изумительную красоту восточной женщины. Хвала Мастеру!

С его фотошедевров, будь то портретные снимки или пейзажные зарисовки, веет и трагическим дыханием врубелевских полотен, и грустной умиротворенностью левитановских картин. Таков, к примеру, образ корейской вдовы, муж которой был расстрелян в 1938 году. К мысли о вечном миропорядке в природе приводит созерцание изумительных фото: «Восточный Казахстан», «Одинокое дерево», «Степь». В 2007 году Виктор Иванович Ан принял самое активное участие в проекте «Путь диаспоры».  Все регионы Узбекистана и Казахстана увидели в его работах жизнь наших соплеменников в разные периоды советской эпохи. Он объехал почти всю страну, и всюду снимал, снимал, снимал – «охотился» за своими уникальными кадрами, видимыми только его  самобытному художественному взору. Верится, что «Викторианская эпоха фотографии»   будет вечно будоражить умы благодарных потомков.

Виктор Ан

Виктор Ан

Витя Ан в Ташкентском корпункте газеты Коре ильбо

Витя Ан в Ташкентском корпункте газеты Коре ильбо

Виктор Ан за работой

Виктор Ан за работой

Витя Ан снимает

Витя Ан снимает

Ан Виктор на Открытии Дома творчества в Ташкенте. Справа Хан В. В. и Марк Ли

Ан Виктор на Открытии Дома творчества в Ташкенте. Справа Хан В. В. и Марк Ли

Фото Владимира ЛИ, Владимира КИМА и из семейного альбома.

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.