В сердце Корея, Россия – в душе

20712

modul_1273_small№17(1328) от 18.04.2014

Корё-сарам — так называют себя российские корейцы. В этом году отмечается 150 лет добровольного переселения корейцев в Россию. Завтра, 19 апреля, в Новосибирске состоится Международная научно-практическая конференция, посвящённая этому событию.

От Приморья
до Средней Азии

Историю корейцев в России принято отсчитывать от 1863 года, когда в Южно-Уссурийский край переселились первые четырнадцать семей. Кстати, российскими эти территории стали незадолго до этого — в 1860 году, когда был подписан Пекинский договор между Россией и Китаем. Последующий массовый переход корейцев на российскую территорию был связан с голодом и нуждой на родине — тогда в государстве Чосон. В ближайшие несколько лет на территории Приморья, во Владивостоке и в Амурском крае образовалась сеть корейских поселений, а к 1917 году корейцы составляли треть всего населения Приморья.

— Российские власти помогали переселенцам, хотя были разные ситуации, всё-таки это граница. По возможности всех обустраивали, выдавался посевной материал, домашний скот, в Приамурье власти брали на себя расходы на постройку домов. В 70—80-е годы XIX столетия сформировались несколько крупных поселений в Амурской области, тогда же корейцы появляются в Забайкальском крае, Сибири и на Урале, — рассказывает Сергей Алкин, сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН, доцент НГУ. — Корейцы — народ трудолюбивый, они быстро адаптировались на новом месте.

Дед Алексея Хвана — Чи Вон — родился в пригороде Пхеньяна в 1860 году. Когда ему исполнилось шесть лет, в деревне вспыхнула холера. Местные власти окружили поселение солдатами и сожгли её. Чи Вон в это время находился в горах, ухаживал за овощными посадками, это и спасло его от страшной смерти.

— Чи Вону исполнилось девять лет, когда он попросил крестьян, собирающихся уехать в Приморье России, взять его батраком. Так, в середине 1869 года группа из семи человек, в том числе мой дед, ночью переплыли реку Туманган в районе Посьета, — рассказывает Алексей Николаевич, почётный автотранспортник России, кандидат технических наук.

Сам он родился в 1931 году в селе Лукьяновка Харабаровского края. Из личных же воспоминаний Хвана, неизгладимый след оставили воспоминания детства — переезд в Среднюю Азию: прощание с родиной, долгий путь через всю страну, голод и смерть двух братьев, неустроенность на новом месте. Насильственное переселение корейцев с Дальнего Востока в Среднюю Азию в 37—38 годах — трагическая страница в истории народа. Корейцы стали первым в СССР репрессированным этносом, подвергшимся массовой депортации.

20714

В Сибирь за знаниями

Только после 1953 года для корейцев были отменены ограничения на перемещение по территории СССР. С этого времени начала формироваться корейская диаспора в Новосибирске и области. В корейских семьях всегда старались дать детям хорошее образование. Так, в своё время ехал в Сибирь поступать в вуз и Николай Хван, депутат, зампредседателя комитета по государственной политике заксобрания Новосибирской области, почётный строитель России.

— Когда меня спрашивают, где я родился, отвечаю: справа Кызылкумы, слева — Каракумы, посредине моя родина — Каракалпакия. Дед мой до депортации был иглотерапевтом, но жизнь заставила, и семья занялась сельским хозяйством. Кстати, корейцы-переселенцы были первыми, кто начал выращивать рис в Средней Азии. Дед был привязан к земле, но детям постарался дать образование… И мой отец (был большим специалистом по сельскому хозяйству, на пенсию ушёл с должности замминистра) в своё время отправил меня учиться в Россию.

Николай Бен Хирович закончил НИИЖТ по специальности «Мосты и тоннели». В Новосибирскметрострой пришёл в 1982 году, начинал с маркшейдера, а в 1988 стал самым молодым начальником тоннельного отряда. Строил метро не только в Новосибирске, но и в Москве, Ташкенте, Минске.

В 70-х к переселенцам из Средней Азии присоединились корейцы южного Сахалина, ставшего советским после войны. Возможность свободно перемещаться по стране и советские паспорта они получали с большим трудом. Приезжая в Новосибирск на учёбу, сахалинские корейцы пополняли диаспору.

Сегодня в Новосибирске проживает около двух тысяч корейцев. В основном это третье—пятое поколение мигрантов из Кореи, как правило, выпускники новосибирских вузов, работающие в промышленности, сельском хозяйстве, сферах здравоохранения, образования, культуры и торговли. Корейцы — одна из самых образованных национальных групп региона и, несмотря на свою относительную малочисленность, заметны на общем социальном фоне. В корейской диаспоре Новосибирска много уважаемых известных людей, в их числе Вениамин Пак, председатель комитета заксобрания по культуре, создатель и почётный президент спортивно-профессионального клуба «Успех», Евгений Цой, профессор, проректор по международным связям НГТУ, Давид Рем, главный инженер ОАО «Сибмост», почётный транспортный строитель.

Яркие сильные личности, умеющие сдерживать свои эмоции, терпеливые, творческие талантливые люди — какими ещё мы видим своих друзей корейской национальности?

— Семейные ценности, почитание старших, культ предков — это то, на чём всегда держалось корейское общество, и до сих пор очень многое определяет в мировоззрении каждого корейца. Они трудолюбивы, их очень трудно сломить, что объясняется непростым климатом на Корейском полуострове: сегодня построили — завтра тайфун всё снёс. Они умеют идти к достижению поставленной цели, яркий пример тому — Виктор Ан, наш олимпийский чемпион по шорт-треку, — говорит Сергей Алкин. — Ну и, конечно, корейцев отличает способность к адаптации. А любая адаптационная стратегия имеет положительный результат в том случае, если и вы что-то делаете для той территории, где находитесь.

Интегрируясь в многонациональное российское общество, они не потеряли свои неповторимые черты. Но будучи людьми гибкими, приобрели новые. Среди новосибирских корейцев, как и в целом по России, много смешанных браков.

— Говорят: «обрусел», это обо мне и многих других корейцах. Во мне текут две крови: с одной стороны татарская — от мамы, с другой корейская — от отца. Моя жена по отцу русская, а по матери — украинка. Мою дочь воспитывала бабушка-украинка, — говорит Юрий Ким, заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор, декан факультета повышения квалификации НГМУ. — Как врач, я много общаюсь с людьми разных национальностей. Этническая идентичность — индивидуальное дело каждого. Единственное, что я безоговорочно принимаю, так это корейскую кухню. Сам люблю готовить — хе из кальмаров, гребешков, другие блюда.

Центр утренней свежести

С началом перестройки диаспора получила возможность создавать свои общественные объединения, так была создана Ассоциация корейцев Новосибирска. Одно время в городе действовало несколько корейских общественных организаций, в конце 90-х все они объединились вокруг Региональной национально-культурной автономии корейцев Новосибирской области. В эти же годы диаспора внесла свой вклад в налаживание связей НСО с КНДР и Республикой Корея. Обменные вузовские программы, экономическое сотрудничество, гастрольные туры творческих коллективов. Наш Новосибирский театр оперы и балета несколько лет подряд выезжает на гастроли в Сеул, где его выступления проходят с неизменным аншлагом.

— Мы росли при Советском Союзе, чувство интернационализма у нас привито с детства. Это, конечно, передалось и нашим детям. И в сегодняшней России большинство корейцев позиционируют себя в первую очередь как россияне. Это понятно, если ты россиянин, живёшь и работаешь в России, будь добросовестным её гражданином, добивайся успехов, тем самым принесёшь славу и себе, и тому этносу, который представляешь, — говорит Борис Тен, председатель РНКАК Новосибирской области, член консультативного совета мэрии города Новосибирска и Общественной палаты НСО. — С другой стороны, не нужно забывать истоки: кто ты и откуда пришёл. Такие даты, как 150 лет добровольного переселения корейцев в Россию, это возможность оглянуться, посмотреть, что происходит. Конечно, есть сожаление, что идёт интенсивная потеря национальных традиций, особенно языка. И сегодня перед автономией стоят задачи не только поддержки наших земляков и их интеграции в местное сообщество, но и возрождение традиций, культуры, поддержка языка.

Есть у автономии свой молодёжный центр — «Ачим», что на корейском языке означает «утро». «Страна утренней свежести» — одно из названий Кореи, а ещё, как трактуют название своего центра сами ребята, «Ачим» — это молодость, надежды, свежесть взглядов. Они помогают диаспоре организовывать совместные мероприятия, выступают на традиционных праздниках, изучают язык, потому что многие или бывали в Корее, или собираются там побывать.

— В нашей семье придерживаются корейских традиций, я, конечно, не отрицаю того, что нужно знать свою культуру. Но мне интересен весь мир, я общаюсь со многими людьми, бывал в разных странах. Мне важно чувствовать себя человеком открытым, и сюда, в “Ачим”, я пришёл ради общения, — говоритЁнсон Тен, студент факультета энергетики НГТУ.

— Дома старшие говорят в основном на корейском языке, и для того, чтобы их понимать, я захотела выучить язык, а потом, уже в 10-м классе, решила поступать на регионоведение в НГТУ, хочу стать корееведом, — говорит Виктория Кан, студентка второго курса.

Семья Павла Хона переехала в Новосибирск из Южно-Сахалинска несколько лет назад. Сейчас он готовится поступать в СГУПС, на мировую экономику, кафедра корейского языка:

— Мы дома всегда отмечаем корейские праздники и непременно делаем тдеса, поминовение предков. Уважение к старшим поколениям семьи, традициям предков — это правильно, и, я думаю, так должно быть всегда.

Марина ШАБАНОВА

Фото Виталия МИХАЙЛОВА

В СССР советские корейцы занимали 1-е место по количеству Героев Социалистического Труда на тысячу человек и 2-е место (после евреев) по количеству людей с высшим образованием на душу населения.

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.

Translate »