Вдохнуть новую жизнь в творчество Пэн Намчжуна

Видеохудожник Пэн (Пэк) Намчжун заставил мир заговорить о себе, когда 1 января 1984 года показал в прямом эфире перформанс «Доброе утро, мистер Оруэлл!». По случаю десятилетия кончины мастера на протяжении всего 2016 года в Корее про водились памятные мероприятия, ещё раз доказавшие современность творчества художника, который не признавал границ в искусстве и использовал видеотехнологии, чтобы представить публике свои философские идеи.

На выставке «Шоу Пэн Намчжуна», которая проходила с 20 июля по 30 октября 2016 г. по случаю десятилетней годовщины ухода мэтра из жизни, можно было увидеть его «Черепаху» (1993 г.) сложенную из 166 мониторов. Гигантское телепресмыкающееся (В1,5 м × Ш6 м × Д10 м) окружала мультимедийная 3D-стена.

«Моё экспериментальное ТВ не всегда интересно. Оно подобно природе, которая прекрасна не потому, что она прекрасно меняется, а потому что в принципе меняется ». (Пэн Намчжун. Постлюдия к выставке экспериментального ТВ. 1963 г.)

Пэн Намчжун позирует на фоне своей четырёхканальной видео-инсталляции «Fin de Siecle II» (1220 см × 327 см × 152 см; 1989 г.), созданной из 201 телемонитора (фото датировано 07 июля 1989 г.).

Памяти художника

По случаю десятилетия кончины Пэн Намчжуна в течение всего 2016 года в Корее проводились и всё ещё проводятся разнообразные мероприятия, в частности выставки, каждой из которых присущ свой взгляд на творчество мастера. Так, выставка «Пэн Намчжун и Флуксус» (Сеульский городской музей), основу которой составили работы Пэн Намчжуна из собраний корейских коллекционеров, представила также коллег мэтра из этого арт-движения. Памятные выставки прошли и в Японии, где художник провёл свою молодость. В токийском Музее современного искусства Ватариум, организовавшем в 2006 году выставку «Прощай, Пэн Намчжун!», в этом году организовали ретроспективный показ его работ, выставив произведения из собственного собрания, в частности «Робот K-456», коллаборации с Йозефом Бойсом, а также книги о художнике, изданные в Японии, и другие материалы.

Среди прочих памятных мероприятий отметим концерт – три бьют и фэшн-шоу, прошедшие рядом с Университетом Хоник, и мастер-класс, организованный Культурным фондом Пэн Намчжуна, с лекциями технических специалистов, работавших с мэтром.

Эти мероприятия, выйдя за рамки простой дани памяти, доказали, что Пэн Намчжун и его творчество и сейчас, 10 лет спустя после его кончины, остаются значимыми и «чем-то интересными».

Отмечая 30-летие перформанса «Доброе утро, мистер Оруэлл!», в Арт-центре Пэн Намчжуна с 17 июля по 16 ноября 2014 г. проводили выставку «Доброе утро, мистер Оруэлл-2014!». Посетители выставки могли увидеть спроецированные на огромные экрана ключевые кадры из той знаменитой спутниковой трансляции.

Предсказания мастера и его ТВ-утопия

В 2001 году, за 5 лет до своей кончины, Пэн начал обсуждать с властями провинции Кёнги-до идею строительства арт-центра свое го имени, который он хотел назвать «Дом, где продолжает жить Пэн Намчжун». Открывшийся в 2008 году, Арт-центр Пэн Намчжуна в соответствии со своей миссии всё это время функционировал как центр различных исследований, мероприятий и «транс граничных» выставок с целью освещения и популяризации идей и искусства художника. Первым проектом арт-центра в память о мастере стало трёхдневная «Utopian LaserTV Station», начавшаяся 29 января, в день смерти Пэн Намчжуна.

Работа Пэн Намчжуна 1974-го г. «ТВ-сад» (2002 г.).

Ещё в 1965 году в одноимённом эссе художник выражал опасение, что рост свободы вслед за развитием информационных технологий приведёт к превалированию сильного. В этом тексте мэтр упомянул, что, используя высокочастотные лазерные сигналы, можно запустить тысячи станций вещания, поэтому любой сможет свободно создавать и передавать информацию, и даже составил из перформансов художников арт-движения Fluxus программу телепередач лазерной станции телевещания. Как будто предвидя появление современной многоканальной системы вещания через интернет, Пэн выразил в этом эссе свою утопическую мечту, написав, что появление множество больших и малых станций телевещания положит конец монополии огромных коммерческих ТВ-станций.

На три дня мероприятия арт-центр превратился в станцию вещания, транслирующую произведения художника. Различные передачи, включая видеозапись аналогичного отпеванию обряда в буддийском храме Понынса, мемориальную службу в режиме он-лайн, состоящую из заранее записанных или транслируемых в прямом эфире интервью с людьми, знавшими мэтра, показы основных видеоработ, включая знаменитый проект «Доброе утро, мистер Оруэлл!», которые в своё время посмотрело 25 млн. человек по всему миру, а также трибьют-выступления артистов и диджеев, как будто воспроизвели идею Пэн Намчжуна о множестве независимых ТВ-станций.

Глобальный проект «Мнгогослойное время»

Утопическое видение Пэн Намчжуном будущего, в котором развитие медиа благодаря научно-техническому прогрессу окажет положительное влияние на человеческое общение, стало движущей силой весьма дерзких (а по тем временам даже безрассудных) проектов, называемых «спутниковой трилогией»: «Доброе утро, мистер Оруэлл!», «Прощай, Киплинг!» (1986 г.) и «Взявшись за руки» (1988 г.). В перформансе «Доброе утро, мистер Оруэлл!», который 1 января 1984 транслировался через спутник в прямом эфире одновременно в Нью-Йорке и Париже, приняло участие более 100 известных деятелей мейнстрима и авангардного искусства, а Пэн Намчжун координировал передачу из Центра Помпиду в Париже. Художник объяснял, что этот 50-минутный перформанс с использованием спутниковых и телевизионных технологий, не только «расширит мистику, которую может привнести в наши ничтожные жизни встреча с другим человеком», но и вызовет ответную реакцию, когда непредвиденная встреча порождает что-то новое, а это новое снова ведёт к новому контакту.

Н а выставке «Пэн Намчжун и Флуксус», проходившей с 14 июня по 31 июля в Сеульском городском музее по случаю десятилетия кончины мэтра, внимание юных посетителей привлекала внимание работа Пэн Намчжуна «Easy Rider» (164 см × 148 см × 180 см; 1995 г.).

Проект «Взявшись за руки», последняя часть «спутниковой три логии», был приурочен к сеульской Олимпиаде-1988 и тоже стал воплощением идеи гармоничного будущего с горизонтальной все мирной телесетью. Поскольку в проекте участвовали разные страны Востока и Запада, включая Китай и Россию, это было своего рода объявлением окончания холодной войны и в то же время попыткой разрушить границы между разными жанрами и культурами.

В качестве продолжения проекта «Взявшись за руки» арт-центр организовал специальную памятную выставку «Многослойное время». С целью интерпретировать искусство мэтра по-новому в рамках этого совместного проекта корейскими, китайскими и японскими кураторам, критикам и учёным было предложено исследовать какую-либо работу мастера из собрания арт-центра, после чего выбрать схожее по духу произведение современного художника или заказать новое художнику по их выбору для после дующей выставки.

К истокам творчества Пэн Намчжуна

Пэн Намчжуна называют отцом видеоарта. Художник организовывал спутниковые трансляции на основе технологий телевещания и показывал на телеэкранах свои видеоработы. Но его история как художника началась с интереса к музыке. Пэн Намчжун родил ся в 1932 году в Сеуле, в 1950 году уехал в Японию, где в Токийском университете защитил дипломную работу на тему музыкальной эстетики Арнольда Шёнберга, после чего перебрался в Германию и с 1958 по 1963 год занимался электронной музыкой на телеканале WDR. В этот период Пэн познакомился с телевизионным и вещательным оборудованием и, предположительно, заинтересовался тем, как можно, используя механические свойства телевидения, поставить его на службу искусства. Для него телевидение было «не средством, которое схватывает что-то, что находится там, но состоянием, когда постоянно что-то происходит». В то время многие художники, попавшие под чары телевидения как нового детища прогресса, стремились взять под контроль или научиться останавливать изображения, передаваемые кинескопом. Но Пэн Намчжун больше интересовался тем, как превратить телевидение в интерактивное средство, вторгаясь в схему телеприёмника или вовлекая зрителей в действо.

Посетительница выставки «Многослойное время», проходившей в Арт-центре Пэн Намчжуна с 29 января по 3 июля, перед интерактивной инсталляцией Джойс Хинтердинг (Joyce Hinterding) «Monotone Rectilinear (VLF energy scavenging antenna)».

Назвать Пэн Намчжуна только видеохудожником было бы несправедливо по отношению к всеохватности его творчества. Свободно пересекая границы между разными жанрами искусства, такими как музыка, перформанс, кино, видеоарт, скульптура, лазерное искусство, он комбинировал формы, считающиеся противоположными: картинку и звук, застывшие и движущиеся изображения, абстрактные и предметные образы. В кратком эссе начала 1970-х годах Пэн писал: «После 1958 года моей главной задачей было изучение приграничных зон различных областей, а равно комплексных проблем интерфейсинга таких разных медиа и элементов, как музыка и визуальное искусство, “железо” и “софт”, электронные устройства и гуманитарные науки». Использованный здесь термин «интерфейсинг» открывает возможность по-новому интерпретировать размышления художника об отношениях между разными видами искусства, человеком и искусством, человеком и технологией, искусством и природой.

Это также заставляет нас по-новому оценить влияние, которое оказали подобные идеи мэтра на ключевые особенности современного цифрового искусства и культуры.

«Фортепиано и письма». Пэн Намчжун, Мэри Бауэрмейстер. 1960-е гг.

Сила ностальгии

В сентябре в арт-центре прошёл международный симпозиум «Дар Пэн Намчжуна №8. “Вдохнуть новую жизнь в творчество Пэн Намчжуна: интерфейсы Пэн Намчжуна”». Его целью было освещение «интерфейсов», имплицитно заложенных в дарах, оставленных нам художником, т.е. его работах и эссе, а также изучение того, как они связаны с историческими и современными траекториями медиаискусства и культуры. Симпозиум, на котором были представлены доклады не только о широко известных работах мэтра «Видео синтезатор Пэн-Абе» и «Global Groove», но и менее известных цифровых экспериментах в Bell Labs, был призван придать новый имидж и «движение» работам художника и тем самым вдохнуть новую жизнь в творчество Пэн Намчжуна.

В течение последних 8 лет в арт-центре стремились, сохраняя дух мэтра, созерцать будущее его глазами, и эти усилия непременно продолжатся. В 2012 году в честь 80-летия Пэн Намчжуна в стране и за рубежом тоже прошли мероприятия в его честь — так же, как в текущем году. А в арт-центре была подготовлена специальная выставка «Ностальгия — это реакция в квадрате»: так называлось эссе художника, написанное в 1992 году. В проспекте выставки говорилось, что «эта выставка, открывшаяся в 80-й день рождения мэтра, 20 июля 2012 года, была задумана не просто как обычная ретроспектива, но как тематическая выставка, знакомящая с работами Пэн Намчжуна, содержащими его видение будущего — кибернетики». Художник считал, что ностальгия — это не просто ощущение или действие по вытягиванию воспоминаний: он верил, что она может пробудить в нас осознание былого, сравнимое с реакцией другого человека, или даже превосходящее её.

Оптимист Пэн Намчжун считал, что человек и мир меняются к лучшему. Его работы разрушали привычные представления и бросали вызов существующим ценностям. Они научили нас смотреть на мир другими глазами. Оглядываясь на его жизнь и творчество, какие чувства испытываете вы?

Ан Гёнхва главный куратор Арт-центра Пэн Намчжуна.

***

Источник: Koreana/ Зима 2016  TOM.12  Nº.4

Наши новости в Telegram

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.

Translate »