Внутренние пейзажи корифея корейского абстракционизма

«Композиция с прямыми линиями». 1949 г. Холст, масло. 53 см × 45,5 см

Чон Чжэсук обозреватель и старший корреспондент
отдела культуры газеты «Чунан ильбо»

Ю Ёнгук (1916—2002) во времена, когда само понятие абстракции было чуждо миру искусства Кореи, заложил фундамент корейского абстракционизма, выразил суть гор посредством таких базовых элементов, как точки, линии, плоскости, форма и цвет. В честь столетия мастера в филиале Национального музея современного искусства Кореи (Сеул, дворец Токсугун) открылась выставка «Ю Ёнгук: абсолют и свобода» (4 ноября 2016 г. — 1 марта 2017 г.). Более 100 работ художника, созданных за 60 лет, проливают новый свет на его творчество.

Тёмно-красные горы сверкают, как бриллианты. Горы, заполняющие всё полотно, такого насыщенного красного цвета, что, кажется, что он вот-вот взорвётся. Туго натягивая холст, тянутся вверх зелёные, оранжевые, синие горы. Упрощённые до цветных треугольников, они излучают напряжение. Это всё те же горы, но прочность треугольников, пронзивших их насквозь, глубоко трогает зрителя. Блестящие цветные плоскости излучают одновременно страсть и холодность.

Ю Ёнгук говорил: «Горы не снаружи, а внутри меня». С этими словами перекликаются слова любимого корейским мастером голландца Мондриана: «Нам нужно освободиться от привязанности к внешнему. Только тогда мы сможем, преодолев трагедию, подняться и осознанно созерцать покой внутри всех вещей». Изображая горы, которые художник вобрал в себя, он исследовал человеческую душу. Его горы, разных цветов и форм, — это пейзажи внутреннего мира человека, увиденные и прочувствованные художником.

Художник гор

Ю Ёнгук родился в 1916 году в Ульчжине (провинция Северная Кёнсан, тогда провинция Канвон-до), расположенном в глубокой лощине, где высится гора Ынбон-сан. Лазая по горам в детские годы, он настолько свыкся с ними, что они стали его безмолвным другом, а впоследствии и главной темой его творчества.

«Многие мои работы называются “Горы”. Наверное, это потому, что я вырос в месте, где очень много гор. У меня есть и картины под названием “Лес”. Они навеяны воспоминания о лесе у деревни, где я часто играл в детстве. Лучи солнца, падающие на лужайку сквозь просветы в густых кронах, так чисты и прекрасны, будто наполняют жизненной энергией. Я люблю рисовать то, что почувствовал в местах, которые хорошо знаю и куда могу отправиться в любой момент».

“Morning” (1958). Oil on canvas, 100 x 73 cm.

Подобно Сезанну, который часто рисовал гору Св. Виктории, для Ю Ёнгука горы были хорошо знакомой темой, позволявшей бесконечно варьировать композицию и цветовые решения. Даже в 1960-х годах, после того как художник обосновался в Сеуле, он неизменно ходил в окрестные горы — Тобон-сан, Пукхан-сан, крепость Намхан-сансон — и, впитав дух гор, пытался утешить боль этой земли, искорёженной в процессе модернизации, рисуя свои излучающие радость блестящие треугольники основных цветов. По мнению историка живописи И Инбома, работы Ю Ёнгука «через абстракцию поддерживают человеческое достоинство и возможность свободы».

Пионер абстракционизма

Похоже, что Ю Ёнгук хорошо знал все трудности, ожидавшие корейского художника-абстракциониста в 1950-е годы. Г-н Ю Чжин, директор Культурного фонда искусства Ю Ёнгука, третий из его четверых детей, вспоминает забавную историю времён его учёбы в средней школе. Когда учитель расспрашивал о профессиях родителей, на вопрос, чем занимается отец, мальчик сказал, что его папа — художник, но затруднился ответить, что именно рисует папа, поэтому пришёл с этим вопросом к отцу.

 — Спрашиваю у отца, что отвечать, если спросят, что он рисует, а он говорит: «Скажи, что занимается абстрактной живописью». Я говорю: «А если меня спросят, что такое абстрактная живопись?» Отец говорит: «Тогда скажешь, что это современное искусство».

И со смехом добавляет: «А если и это будет непонятно, скажешь, что авангардный художник». Никогда не забуду, как спустя много времени, когда открылась персональная выставка отца, кто-то купил его работу, и отец, широко улыбаясь, сказал: «Неужели и мои картины продаются?»

“Thawing of the Ground” (1961). Oil on canvas, 130 x 162 cm.

“Work” (1967). Oil on canvas, 130 x 130 cm.

В 1935 году Ю Ёнгук поступил в токийский Университет Бунка Гакуэн. Там он общался с ведущими абстракционистами того времени, в частности с Сабуро Хасегавой, и вскоре присоединился к движению авангардного искусства. Первым из корейцев завоевав главный приз на 2-й Выставке ассоциации свободных художников в 1938 году, Ю Ёнгук твёрдо встал на пусть искусства. Примерно в то же время он изучал фотодело в Школе восточной фотографии и выставлял свои авангардные работы, что тоже свидетельствует о его опережающем время творческом начале.

“Circle-A” (1968). Oil on canvas, 136 x 136 cm.

Вернувшись в Корею в 1943 году, художник был вынужден отложить кисти — на дворе было бурное время Освобождения и Корейской войны. Чтобы содержать свою большую семью, Ю Ёнгук занялся семейным бизнесом: рыболовством и винокурением. Однако, когда ему исполнилось 40, художник твёрдо сказал жене: «Мне не нужны ни золотые горы, ни золотые поля. Я должен писать». Одно время Ю Ёнгук вёл за собой корейский абстракционизм, активно участвуя в различных объединениях, таких как Группа неореализма, Ассоциация современного искусства, в выставках, приглашающих современных художников, и Синсанхве (Объединение новой формы). Но затем, после первой персональной выставки в 1964 году, неожиданно порвав связи со всеми группами, предпочёл затворничество, всецело посвятив себя искусству.

“Mountain and Lake” (1979). Oil on canvas, 53 × 65 cm.

Художник без легенды

 Ю Ёнгук считался художником молчаливым и аскетичным, упрямым и выносливым. В то время как его сверстники, такие как Ким Хванги, И Чжунсоп, Пак Сугын и Чан Укчин, в тени колониализма вырвались в гении или получили ярлыки эксцентриков, он жил бесцветной, правильной жизнью аскета. Художник твёрдо придерживался распорядка дня «рабочего от искусства», ежедневно работая в мастерской с 8 утра до 6 вечера. Писатель Кан Соккён, которому довелось видеть будни Ю Ёнгука, говорил, что художник не допускал никаких словесных украшательств и «остался просто “хорошим художником”, ибо выскоблил все свои следы, будто пройдясь рубанком». Отвергнув формальности и компромиссы, выбрав изоляцию и затворничество, художник жил исключительно внутри «плотного напряжения, которое ощущаешь перед картиной».

Ю Ёнгук за работой в своей мастерской, располагавшейся в столичном районе Яксу-дон. Таким его запечатлел фотограф Им Ынсик примерно в 1968 г.

Подобно горам на своих полотнах, Ю Ёнгук стремился к чистой, сверхъестественной духовности. Художник Ким Бёнги, который учился вместе с Ю Ёнгуком в Японии, отзывался о нём как о «щёголе, который ненавидел формальности и обладал свободолюбивым, жизнерадостным характером». Пост профессора Сеульского университета, являвшийся для многих пределом мечтаний, художник оставил спустя лишь 2 года и 3 месяца, чтобы через три года уйти с такой же должности в Университете Хоник. Он предпочитал работать в одиночку, в своей мастерской, беседуя с внутренними горами. «В живописи нужно выдвигать себя, — говорил художник. — Источник моих образов — это природа и моё окружение. Я намеревался изучать основы до 60 лет, а потом вернуться в природу с более мягким подходом».

То же самое художник говорил и своим детям.

 — Отец всё время говорил про «изучение искусства». Говорил, что до 60 лет будет только учиться искусству. А когда ему было 70, он сказал: «От 50 до 60 — это молодость». А потом, когда ему исполнилось 80, неожиданно заявил: «Время от 60 до 70 лет — это расцвет сил». Ещё мне запомнились такие его слова: «Я занимался абстрактным искусством ради лучшего мира». Перед своими картинами он всегда был словно вечнозелёные сосны Канвон-до.

«Гора-Красное». 1994 г. Холст, масло. 126 см × 96 см.

Художник нравственных пейзажей

После осмотра выставки мне вспомнилась старая восточная мудрость: «Добродетельный человек любит горы». Чистый воздух и высокий моральный дух, излучаемый полотнами художника, погружает зрителя в медитацию и лиризм, как будто перенося его глубоко в горы.

«Врождённое ощущение и опыт, подсказывающий, что именно горы являются “сутью Кореи”, а также “общую гармонию” веры художник выражал так, словно это было в его природе. Поскольку его идеалом художника было полное и гармоничное слияние жизни, искусства и природы, он <…> смог рано постичь то, что сущность цвета граничит с миром соединения. Именно в этом смысле его картины гор называют “нравственными пейзажами”» (Из рецензии Чон Ёнмока «Горы Ю Ёнгука: нравственные пейзажи»; Сеул, 2012 г.).

После нынешней выставки житель любой страны получил возможность, не выходя из дома, увидеть горные пейзажи Ю Ёнгука. Благодаря сотрудничеству Национального музея современного искусства и компании Google двадцать ключевых творений художника теперь можно увидеть на сайте Google Arts & Culture — выставочной платформе произведений искусства онлайн, и в соответствующих бесплатных приложениях для Android и iOS. Впервые в Корее для съёмок картин Ю Ёнгука была использована разработанная в Академии культуры Google «Арт-Камера», снимающая работы в сверхвысоком разрешении, чтобы можно было разглядеть мельчайшие детали, вплоть до текстуры поверхности.

Крепко сбитые горы строгих геометрических форм высятся посреди плоскости яростного цвета, нанесённого пастозно, единообразными мазками, мастихином, — как будто выступая от имени художника, который «хотел жить свободно и независимо». На полотне, лишённом всякой помпезности и второстепенной шелухи, оставлена только суть; она уводит зрителя за пределы гор, в мир абсолютного спокойствия, свободы и мира. И пусть внешне картины Ю Ёнгука напоминают произведения западных художников, внутренне они продолжают традиции пейзажной живописи эпохи Чосон.

«Произведение». 1989 г. Холст, масло. 65,4 см × 91 см.

«Произведение». 1994 г. Холст, масло. 66 см × 91 см.

***

Источник: KOREANA BECHA 2017  TOM.13  Nº.1

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментариев пока нет, но вы можете оставить первый комментарий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>