Врадий С.Ю. Восточный Институт – “владивостокская ветвь старопетербургской школы”

vost
История высшего образования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке России начиналась на пороге ХХ века с открытия во Владивостоке 21 октября 1899 г. Восточного института. К этому времени отечественное востоковедение уже прошло ряд этапов в своем развитии.

Начальным можно считать период практического знакомства россиян со странами и народами Востока, в ходе которого имело место культурное взаимообогащение с различными восточными племенами и народностями, поначалу с их ираноязычными и тюркоязычными представителями. Значимой вехой стало активное устремление русских в Сибирь, начавшееся во времена правления Ивана IY Грозного.

Эпоха Петра I была ознаменована началом планомерного изучения Поволжья, Северного Кавказа, Средней Азии, Сибири. Петр I своими указами утвердил необходимость практического изучения восточных языков. Подписание Нерчинского договора 1689 г. с Китаем, освоение Камчатки обозначили дальневосточные приоритеты политических и торговых интересов России. Неслучайно поэтому в ХYIII в. российское правительство обратило внимание на изучение языков народов Дальнего Востока. Поначалу преподавание восточных языков велось в светских и миссионерских школах. Именно в них начали готовиться первые учителя будущих университетских профессоров востоковедения.

А.В.Рудаков. Профессор китайской  словесности, действительный статский  советник, директор Восточного  института в 1906-1917 гг.

А.В.Рудаков. Профессор китайской
словесности, действительный статский
советник, директор Восточного
института в 1906-1917 гг.

ХIХ cтолетие стало свидетелем открытия ориентальных университетских кафедр, преподаватели которых отличались широкими познаниями Востока. Именно тогда были заложены научные основы востоковедения, традиции, существующие, в той или иной степени, до настоящего времени. Подготовка отечественных востоковедов стала регулярной, сосредоточивалась первоначально в Казанском, Московском, Харьковском университетах, Ришельевском лицее в Одессе, осуществлялась параллельно на факультете восточных языков Санкт-Петербургского университета, где и сконцентрировалась после закрытия в 1855 г. востоковедных кафедр в Казани, Харькове, Одессе.

Вторая половина ХIХ века существенно изменила приоритеты внешнеполитической деятельности западных держав в пользу Дальнего Востока. Китай и Япония, прочие страны тихоокеанского региона, подписав неравноправные договоры с европейскими государствами, превратились в зависимые страны, объект торговой, военной и политической экспансии стран Запада. Франция, Англия, Германия стали создавать свои тихоокеанские колониальные империи. В борьбу за сферы влияния на Дальнем Востоке вступили Америка и Россия.

Закономерным следствием активизации дальневосточных процессов становилось возникновение в России острой необходимости в востоковедах, способных на практике применять полученные ими знания. Факультет восточных языков Санкт-Петербургского университета не мог, в силу многих причин, поспеть за возраставшими потребностями правительства в специалистах-востоковедах. Поэтому указом царского правительства во Владивостоке был открыт “первый в России пример ориентального высшего учебного заведения с практическими целями и постановкой преподавания” – Восточный институт.

Первый директор Восточного института  профессор монгольской и калмыцкой  словесности А.М.Позднеев

Первый директор Восточного института
профессор монгольской и калмыцкой
словесности А.М.Позднеев

Костяк преподавательского состава института был сформирован из выпускников Санкт-Петербургского университета. Закончившие университетский курс в 1896 г. П.П.Шмидт и А.В.Рудаков были командированы на три года в Пекин, по возвращении в 1899 г. во Владивосток сразу приступили к чтению лекций по китайскому и маньчжурскому языкам. Несколько позднее к преподавательской деятельности приступили Г.В.Подставин (корееведение), Е.Г.Спальвин (японский язык), Г.Ц.Цыбиков (монгольская и тибетская словесность), Н.В.Кюнер (историко-географические аспекты стран Дальнего Востока). Курсы юридических и экономических наук читались выпускниками Санкт-Петербургского университета Н.П.Таберио, Н.И.Кохановским, Н.Н.Дмитриевым. Объединил и возглавил это созвездие талантливых выпускников “старопетербургской школы” доктор монгольской и калмыцкой словесности А.М.Позднеев, ставший первым директором Восточного института, на долю которого выпало огромное число испытаний первооткрывателя.

Восточный институт фактически стал первым центром практического востоковедения России, практическая направленность которого стала подлинным содержанием всей последующей деятельности, в ходе которой были заложены основы Дальневосточной ориенталистики.

Молодым профессорам института, “не имея ни проверенных опытом планов, ни испытанных программ своего преподавания”, пришлось заново разрабатывать методику преподавания, писать учебные пособия, поскольку их попросту не существовало.

Профессора китайской словесности  А.В. Рудаков (справа) и П.П. Шмидт

Профессора китайской словесности
А.В. Рудаков (справа) и П.П. Шмидт

Немалый вклад был внесен преподавателями Восточного института в открытие направлений научного японоведения и корееведения. Новым для отечественной ориенталистики было и преподавание в Восточном институте языка, истории, этнографии Тибета, которое велось профессором Г.Ц.Цыбиковым. Именно он первым среди русских и зарубежных тибетологов собрал и обобщил материал по живой тибетской речи. Г.Ц.Цыбиков первым из ученых России сумел посетить и описать Центральный Тибет и его древнюю столицу – Лхасу. Во Владивостоке Г.Ц.Цыбиков разработал программу преподавания монгольского языка, составил и напечатал тексты для чтения, образцы деловых бумаг, скромно назвав учебник “Пособием для практического изучения монгольского языка” (Владивосток, 1907). Учебник выдержал впоследствии три переиздания, что свидетельствовало о его высоком научном уровне.

Изучение современных восточных языков сопровождалось преподаванием элементов китайской, японской и корейской скорописи. Тексты и учебные пособия по скорописи впервые были разработаны владивостокскими профессорами. Восточный институт “шел впереди прочих ориентальных практических школ даже за границей, не имевших в своих программах специальных курсов восточной скорописи, и, таким образом, институт обладал наиболее полной и широкой программой в области практического востоковедения”.

Курс института был рассчитан на четыре года обучения. Со второго курса начинались выезды студентов на практику за

Е.Г.Спальвин, профессор японской  словесности

Е.Г.Спальвин, профессор японской
словесности

границу. Итогом таких командировок стали отчеты, регулярно публиковавшиеся в “Известиях Восточного института”, которые набирались в типографии института, единственной в России, располагавшей различными шрифтами восточных языков. “Известия Восточного института” реферировались востоковедными журналами стран Запада. Гордостью института была уникальная библиотека восточных книг и рукописей, собранная преподавателями и студентами в путешествиях по Дальнему Востоку.

Высоким был авторитет института за рубежом. Предложения по регулярному обмену поступали от Шведского правительства, Неаполитанского Восточного института, Императорской библиотеки Японии, Токийского, Киотоского и Берлинского университетов.

За короткий период усилиями группы педагогов-ученых “владивостокская ветвь старопетербургской школы” воспитала плеяду выдающихся востоковедов. Многие из окончивших институт известны в истории отечественного востоковедения своими трудами по истории, экономике, культуре стран Востока. В стенах института выросла группа ученых, усилиями которых Восточный институт превратился в крупный научный центр востоковедения и подготовки кадров на Дальнем Востоке. Питомцы Восточного института – К.А.Харнский, Б.К.Пашков, А.В.Гребенщиков, Б.И.Панкратов, И.Г.Баранов, А.П.Хионин, А.Спицын, Н.К.Новиков и др. своими трудами вписали славную страницу в историю отечественной и зарубежной востоковедной науки.

Профессор корейской словесности  Г.В.Подставин

Профессор корейской словесности
Г.В.Подставин

Создание и существование Восточного института (1899-1918) – яркая страница в истории отечественной ориенталистики.

История подготовки востоковедов у берегов Тихого океана славна и драматична. В 1920 году на базе Восточного института был образован ГДУ, затем – ДВГУ. В 1939 году университет был закрыт, а факультеты, в том числе и восточный, – расформированы. Однако история востоковедения не могла на этом прекратиться и в 1962 году подготовка востоковедов была возобновлена в ДВГУ, был восстановлен восточный факультет, на основе которого в 1994 году был воссоздан Восточный институт.

Врадий С.Ю. Восточный Институт – “владивостокская ветвь старопетербургской школы” // Материалы I Международной научн. конф. “Гуманитарные науки в контексте международного сотрудничества”. Владивосток, 1999. Стр. 44-46.

Источник: https://old.dvfu.ru/struct/institute/orient/HTML/history.html

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.

Translate »