Юлий Ким: «Мысль о войне с Украиной не могла прийти в голову даже в дурном сне»

В Томске в третий раз с концертом побывал известный советский и российский бард Юлий Ким. Во время короткой прогулки по Томску журналисты ТВ2 присоединились к Юлию Черсановичу и задали несколько вопросов.

 

Лидия Симакова

— В своих интервью вы неоднократно говорили о любви и ностальгии по Камчатке. В чем причина такой особой любви?

— Я работал после института на Камчатке. Подписал распределение на Камчатку, не имея ни малейшего представления о том, что это такое. Знал только, что очень далеко. Я хотел немного пожить вне Москвы, в месте поэкзотичнее. Правда, тогда у нас все места были экзотичные. Словесников еще ждали на Северном Кавказе и в Сибири. Но Камчатка мне показалась более экзотичной, поскольку о Сибири я что-то слышал, а про Камчатку ничего. И я не ошибся. Я оказался в самом диком месте полуострова. Это был поселок при рыбокомбинате. Я опоздал к началу учебного года, приехал 3 сентября, и меня отправили в эту божественную глухомань. Там провел три прекрасных года. И заболел ностальгией на всю оставшуюся жизнь.

Раз в шесть лет я приезжаю на Камчатку. Вот и весь сказ. Я там жил, работал, и все сложилось у меня хорошо. Там я начал по-настоящему сочинять песни. Именно для сцены. Хотя сцена была своя, школьная. Но она оказалась отличной школой и для меня. Там остались и друзья, и те школьники, которые вместе со мной пели и плясали.

— Некоторые ваши стихи звучат как послание к Путину с просьбой покинуть свой пост. Вы считаете, что такое развитие событий возможно в России?

— Я думаю, что его уход будет прямой необходимостью. Потому что основной причиной его ухода будет желание страны вернуться к сотрудничеству с Европой и США. Сейчас идет неуклонный внешнеполитический курс на изоляцию. Я так понимаю, что торговые отношения не развиваются, но действуют. Тем не менее санкции, изоляция, всякие строгости во внутренней жизни должны в конце концов прекратиться. Хотя сейчас это переживается вяло и в никаких резких движениях не выражается, но накапливается. Со всеми поругались. Что касается Украины, то это вообще полный позор.

У меня было стихотворение на эту тему, которое заканчивалось так. «Пусть ветер черный дым развеял, и чтоб чернело лишь оно. А тем, кто это все затеял — позора вечное клеймо!» По-настоящему нет такой вражды, которая была во время Великой Отечественной. Но мысль о том, что будут воевать Россия с Украиной, в дурном сне не могла прийти в голову. И тем не менее она есть. Понятно, что это не открытая война, а так называемая гибридная. Достаточно открыть наши «прекрасные»  центральные ток-шоу, где только ленивый не топчет Украину и украинских политиков.

— Вы были в Украине после Майдана?

— Я приехал на Украину, когда уже стоял Майдан. Но трагические события произошли, пока я давал концерты. У меня было шесть концертов. По-моему, в Донецке, Луганске. Я помню, в Сумах отменили концерт, так как в этот день там хоронили человека, погибшего на Майдане. Последний мой концерт был в Киеве, и меня водили по неостывшему Майдану. Это было сильнейшее впечатление.

— Ваша семья подверглась сталинским репрессиям. Сейчас все больше людей оправдывают репрессии, недавно в Новосибирске разрешили памятник Сталину поставить…

— Они не оправдывают репрессии. Народу хочется то, что можно вспомнить и погордиться. Ближайшим кандидатом на эту должность остается Сталин. Несмотря на все ужасы, причиной которых он был. Каждому человеку нужен осознанный им смысл жизни. Многие его находят в прошлом, в победах, в государстве, в служении ему. За что мы боролись, «спасибо деду за победу» и так далее. Лучшим символом для меня служит картина театрального художника Петра Белова. Кроме декораций в Театре Советской Армии, он писал свои картины. Его живопись была очень остросоциальной. На одной из его картин изображена большая пачка сигарет «Беломорканал», и в эту пачку «Беломора» идут бесконечные очереди узников. Те, которые строили канал и там полегли.

Еще одна картина «Ветеран». Где стоит старый, изможденный, в полинявшей гимнастерке ветеран. Морщинистый, израненный, прошедший все круги ада. Медали на гимнастерке висят. Большие глаза. И он прижимает к груди большой портрет генералиссимуса. И когда на него смотришь, видишь то, о чем мы с вами говорим.

Фото: Художник Петр Белов. «Беломорканал». 1985 год.

— Как вы считаете, должны ли творческие люди высказывать свою гражданскую или политическую позицию? Или главное, например, музыка, поэзия, статус «вне политики»?

— Никто ничего никому не должен. Каждый поет согласно своему чувству. Когда говорят: как тебе не стыдно, ты такой художник и молчишь. Или наоборот, голосуешь за Путина или «Единую Россию». Это внутренний выбор каждого. Лишь бы человек был честен перед самим собой. Если человек чувствует где-то несправедливость и ему нужно это высказывать, он это высказывает. Либо он находит другой способ гражданского служения. Идет в волонтеры, бесплатно участвует в помощи больным.

В 2014 году бардовскую тусовку, так же, как и остальное общество, разделило отношение к аннексии/присоединению Крыма. Кто-то признал, кто-то нет. Я отношусь ко вторым. Некоторые даже не разговаривают друг с другом. Не буду называть имен. А я разговариваю. Мы вспоминаем былое и в обнимку поем старые песни. Это естественно. Если бы вы пожили в Израиле, вы бы увидели, что в каждой семье каждый человек голосует за другого. Но тем не менее они уживаются. Их объединяет другая тема — враждебное окружение.

— Поговорим о творчестве. Продолжаете ли вы сейчас писать детские песни?

— Я время от времени сочиняю песни, когда пишу детские пьесы. Относительно недавно, четыре года назад, я написал детскую сказку. Надеюсь, что какой-нибудь театр возьмет ее и закажет музыку у композитора. Время от времени я этим занимаюсь. Я сочиняю пьесы так, как и раньше их сочинял. Меняется только тематика. Меняются переживания.

— Ваши песни исполняли, пожалуй, все известные советские актеры. Были ли случаи, что кто-то из них пытался «подправить» текст или исполнить по-своему?

— Я не помню случая, чтобы кто-то из актеров без моего ведома правил текст. Обычно просьба исправить текст возникала у цензурных органов. Были глупости всякие, типичные для того времени. И тогда я сам правил его, а не актеры. Конечно, все это согласовывалось, в первую очередь, с режиссером.

— Как считаете, молодому поколению сейчас нужна бардовская песня?

— Судя по тому, что бардовские фестивали проходят по всей России и за рубежом, интерес к ним не гаснет. Я понимаю, почему. Фестиваль дает возможность человеку высказаться через песню. Что-то рассказать о себе, приобщиться к общей культуре. Через песню, через тексты, через исполнение. Это свойственно молодежи. Такую возможность свободной песенной самодеятельности открыло наше поколение 50-х. Кто-то назвал бардовскую песню фольклором интеллигенции. Я считаю, что это самое точное определение. Бардовская песня возникла внутри, не очень точное слово, но другого найти не могу, образованного сословия. Сочинением бардовских песен начали заниматься образованные люди: студенты, научные сотрудники.

И бардовская песня продолжает развиваться. Люди хотят рассказать о своем настроении, своем жизненном самочувствии. Не у всех получается писать дневник. Что касается прозы и стихов, то тут нужна очень высокая культура. В бардовской песне таких высоких требований не предъявляется. И самое главное — появляется сразу своя компания, своя тусовка. Внутри этой тусовки так приятно высказываться и послушать других. Это и питает бардовскую песню во все времена и для всех возрастов.

20 марта в Томской филармонии прошел трехчасовой концерт Юлия Кима «Белеет мой парус…». Томск стал последним городом в его туре по сибирским городам. Юлий Ким до Томска провел концерты в Кургане и в Новосибирске.

***

Read more: http://tv2.today/Istorii/Yuliy-kim-mysl-o-voyne-s-ukrainoy-ne-mogla-priyti-v-golovu-dazhe-v-durnom-sne#ixzz5iymikOmh

Мы в Telegram

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир

Комментариев пока нет, но вы можете оставить первый комментарий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Translate »