Заметки о поездке в Санкт-Петербург

Часть 1. Молодежный культурно-просветительский центр “Нан”.

Андрей-Сергей Ким: В последние выходные ноября по семейным делам навестил Санкт-Петербург. Город, к которому неравнодушен каждый любитель русской истории, поэзии и просто красоты, навещать приятно всегда. В этот раз, помимо встреч с родственниками и друзьями, захотелось проведать и корейскую жизнь, а особенно культурную её часть. Корё-сарам в Питере много, постоянно доходит информация о различных мероприятиях, а у нашего паблика ещё с прошлого года завязалось виртуальное (в рамках заочных интервью), а затем и реальное знакомство с очагом корейской культуры на берегах Невы – талантливыми ребятами из Молодёжного культурно-просветительского центра “Нан”. В прошлом году довелось даже забежать в гости, но лишь ненадолго – а об этой интересной организации все-таки хотелось рассказать нашим подписчикам подробнее.

Знакомые по Форуму самульнори этого года барабанщики из ансамбля “Ханнури”, занимающиеся при центре, радушно пригласили на домашнюю посиделку в пятницу (был повод) и на репетицию в субботу. “Самульнори занимаемся с 12, – поделились единомышленники, – но если хочешь, приходи пораньше, до нас в центре ещё занимаются пожилые танцовщицы”.

Других планов с утра все равно не было (почти все городские достопримечательности я уже видел), поэтому собрался и правда пораньше – светлеет в зимнем Питере очень поздно, а надо было ещё сориентироваться и найти новое место (в прошлый мой визит “Нан” располагался в подвальном помещении на проспекте Добролюбова, но корейскую культуру оттуда выгнали постоянные потопы). Новым прибежищем оказался бизнес-центр “Печатный двор” на станции метро Чкаловская (кому интересно, Ораниенбаумская, 27), место атмосферное – реально бывший печатный двор, по осенней погоде вызывавший ассоциации с фильмом “Брат” и сериалом “Бандитский Петербург”. Под нужды центра приходится арендовать помещения в разных корпусах – под классы для курсов языка в одном и для репетиций творческих коллективов в другом. Как проходит изучение языка меня интересовало в меньшей степени, а вот жизнь ансамблей корейской культуры в каждом городе по-своему удивительна.

 

Чтобы попасть в корейский центр, пришлось пройти через строгого охранника, сфотографироваться на веб-камеру и получить пропуск. В одном из промышленных корпусов в глубине двора разместились разные ИП и структуры с невообразимыми названиями и, судя по звуку гитарных примочек, репетиционная база для рок-групп (логичное соседство для корейского коллектива на родине Цоя). Творческая часть центра занимала репетиционный зал с зеркалами и небольшую комнату вроде прихожей. В этом предбаннике корейская культура сходу и навалилась – руководитель центра, Татьяна Ли (мы делали с ней мини-интервью в прошлом году – https://vk.com/wall-34822693_23234), обучала сразу двоих новичков игре на тхэпхёнсо – небольшой корейской трубе. Новички – крепкие русские мужчины с типично корё-сарамовскими именами Михаил и Трофим – старались дуть посильнее на радость соседям. Занятие было первым, и парни изучали ноты, записанные по традиции китайскими иероглифами. “Есть и современная европейская нотная запись, – объясняла инструктор, – но есть особенности, которые в ней сложнее передать, поэтому лучше запоминайте по старинке”.

Пока слушал упражнения в корейских духовых, поразглядывал спартанскую обстановку получше. Немедленно вспомнились шикарные условия для обучающихся в центре традиционного исполнительского искусства Намдо на острове Чиндо, в котором удалось побывать этим летом (кто пропустил, первая часть заметки тут – https://vk.com/wall-34822693_27008). Недавний переезд “Нан” ощущался, как бывает в гостях у скромной молодой семьи, которая не успела обжиться в приобретенной квартире из старого жилого фонда: где-то не успели разобрать ящики с накопленным реквизитом, где-то навести косметический марафет.

В репетиционном зале через дверь шли занятия по танцам. Слова про пожилых танцовщиц я воспринял как своеобразный злой петербургский юмор, но оказалось при центре действительно тренируется коллектив корейского танца “Арыми”, состоящий из кореянок в возрасте(от 59 лет до 71 года!). “Для начала надо просто найти активную бабушку, а потом остальные как-то сами об этом узнают”, – поделились опытом питерцы. Изначально “Арыми” создавался как группа здоровья для бабушек, участницы освоили кибон – базовую технику корейского танца, но творческие аппетиты постепенно росли и теперь коллектив успешно выступает на различных площадках (в том числе с танцем ипчум, привет девочкам из волгоградского “Хвасона” и ташкентского “Мисо”). Обучает амячек Ирина Ли, опытная танцовщица из “Соун” – основного танцевального коллектива, в котором занимаются девушки помоложе. В эту субботу преподавателя застать не удалось, старая гвардия тренировалась самостоятельно.

К 12 подтянулись самульнористы – поотрабатывали ритмы в движении перед зеркалом с инструктором, а затем перешли к самостоятельной работе. У “Ханнури” относительно недавно произошла смена поколений – более опытный состав отходит от дел, поэтому многолюдности как у московского коллектива “МЭК” не было, репетировали в небольшом составе. Как и в Москве удивился – в городе с достаточным количеством корейцев (как местных, так и приезжих студентов) так мало корё-сарам интересуется и занимается корейскими барабанами, которых у центра “Нан” в изобилии (есть даже здоровенный и прекрасный тэбук, который увидишь далеко не в каждом корейском центре в мире), тем же тхэпхёнсо или каягымом, который здесь тоже преподают (кроме шуток, уникальное явление для европейской части России).

С такими мыслями отправился на другую локацию – познакомиться с другой санкт-петербургской корейской движухой (о ней расскажу в отдельном посте), а в гостеприимный “Нан” вернулся на следующий день – навестить танцевальный коллектив “Соун”. С руководительницей, Александрой Ким, познакомился тоже заочно через ВКонтакте, поэтому договориться заглянуть на огонек было несложно. Девушки в “Соуне” занимаются, разделившись на две группы – “новичков” и “стареньких”, каждая группа по два раза в неделю. В воскресенье их тренировки шли подряд, но успел я только на вторую – к ветеранам, которые в этот раз тренировались в смешанном составе – часть новичков побывала на стажировке в Корее и делилась знаниями.

Корейские танцы в Питере осваивают далеко не первый год – в составе даже есть танцовщица уже второго поколения, которую привела на занятия мама-участница “Соун”. С реквизитом и танцевальным репертуаром есть где разгуляться – тут и танец с мечами комму, и чиндобук, и огому, и конечно же пучэчум, и кое-что еще из творческих запасов. Многие танцы из-за их невостребованности у заказчиков на частных корпоративных мероприятиях удается показать людям только на концертах на сцене, которые бывают не так часто, как хотелось бы. Как и везде корейские семейные торжества – одна из постоянных возможностей для выступлений коллектива и один из источников дохода для центра “Нан”, а на хангаби или асянди люди хотят видеть танцы “повеселее”.

Слушая в перерывах рассказы о жизни коллектива, думалось о том, как по-разному живут и развиваются коллективы корейской культуры в разных городах (сейчас нашему паблику уже есть с чем сравнить). В Питере, где культурная жизнь кипит на каждому шагу, где все дышит историей, где смешиваются тренды самых разных направлений, корейская культура в целом чувствует себя уютно – город все-таки интеллигентный и благожелательный к творчеству. С другой стороны возможно в силу имеющегося разнообразия развлечений, очереди из молодых корейцев и кореянок, желающих узнать больше о нашей культуре, изучать танцы, барабаны и те же трубы тхэпхёнсо мы не заметили – это обидно, учитывая, что специалисты по таким направлениям – редкость, в этом смысле городу очень повезло. Не в каждом городе есть фанатики, готовые посвятить существенную часть жизни корейскому искусству – такие в Санкт-Петербурге есть. Но так же не в каждом городе есть в достаточном количестве неравнодушные люди, умеющие ловко продвигать это искусство в массы – раскручивать мероприятия, уговаривать спонсоров, затаскивать людей на обучение, устраивать фестивали с полными залами зрителей – как умеют это делать наши друзья из “Миринэ”. Этого молодежно-активного звена в Питере на мой взгляд не хватает (активисты прежнего поколения неизбежно уходят в семейную жизнь), и об этом необходимо задуматься всем тем неравнодушным людям, которые читают наш паблик.

Помимо курсов языка, игры на корейских барабанах, каягыме, тхэпхёнсо, корейских танцев, в центре “Нан” идут занятия по падук (корейское название игры “го”) – на удивление востребованное и дорогое удовольствие. Цена за посещение зависит от уровня преподавателя, за возможность играть с гроссмейстерами падука (есть и такие) необходимо раскошелиться. Вообще, творческие кружки в центре бесплатные для студентов, изучающих язык, а остальные участники платят членские взносы – необходимо окупать высокую арендную плату, а руководству необходимо постоянно думать как поддерживать корабль корейского просвещения на плаву. В этом смысле в больших городах все с одной стороны должно быть проще – ведь возможностей заработать или найти понимающего мецената все-таки больше, а с другой, на деле, – сложнее – чем больше в городе народа, тем сложнее его удивить и увлечь хобби, особенно таким, как корейское исполнительское искусство.

Корё-сарам Санкт-Петербурга!)

Во многих городах России (особенно провинциальных) люди мечтают о возможности приобщиться к корейской культуре, увидеть живьем настоящие наши танцы, а не косплей-имитацию, услышать наши настоящие инструменты, научиться играть на каягыме или исполнять тот же удивительный огому. Не поленитесь, спишитесь с центром “Нан”, напроситесь на тренировку, запишитесь в группу, приходите заниматься. Если вы слишком стары для таких забав, расскажите об этом своим молодым родственникам и друзьям. В корейской пословице говорится: “장구를 쳐야 춤을 추지” – “Некоторые могут начать танцевать, только услышав звук барабана”. Имеется в виду, что иногда без внешнего воздействия человек не может начать что-то делать. Возможно (вероятность невелика, но она есть) – именно звук чангу, словно машина Анимус из Assassin’s Creed разбудит в вас то, что дремлет в генетической памяти. И окажется, что корейского (в самом творческом смысле слова) в вас гораздо больше, чем вы могли бы представить.

Наш паблик благодарит Молодежный культурно-просветительский центр “Нан” и всех его замечательных участников за теплый прием!

Мы обязательно увидимся снова!)

***

Источник: https://vk.com/wall-34822693_28288

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментариев пока нет, но вы можете оставить первый комментарий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Translate »