Завоевать мир с помощью «Притворства»

«Притворство: Сладкий шёпот (feat. Превышение лимита)». 2016 г. Бумага ханчжи, тушь, светлые краски, коллаж. 120 см x 176 см.

Чон Чжэсук,
корреспондент отдела культуры газеты «Чунан ильбо»

Ан Хонбом, фотограф

Художник нового поколения Ким Хёнчжон известна своей дерзостью, граничащей с нахальством и провокацией. 29-летняя женщина с удовольствием веселит публику в качестве «арттейнера» («затейника от искусства) и мечтает устроить «халлю» в мире искусства.

На небольшом здании в сердце Каннама висит вывеска: «Art Creative Center Ким Хёнчжон». Так Ким Хёнчжон назвала свою мастерскую. На двух этажах этой фабрики, где создают искусство, включая офис, трудятся более 10 сотрудников. Наверное, это можно назвать арт-стартапом.

Г-жа Ким известна своими картинами, на которых она помещает девушек, одетых в «ханбок», в современные обстоятельства. Этот приём художница зарегистрировала в качестве торговой марки. Также в её активе — победа в категории искусства на 2015 Korea Creative Innovation Award и попадание в список тридцати самых влиятельных людей Азии в возрасте до 30 лет за 2017 год, по мнению американского «Форбс». Вал приглашений с просьбой прочесть лекцию заставил г-жу Ким нанять специального сотрудника для упорядочения её расписания.

На интервью наша героиня надела прекрасный «ханбок», поэтому, казалось, что она только что сошла с полотна из серии своих работ «Притворство».

— «Ханбок» стал моей торговой маркой. Когда я появляюсь в европейской одежде, люди меня просто не узнают.

Сейчас у меня более 30 комплектов «ханбока», и я комбинирую по-разному верх и низ при помощи стилиста. Чем больше я ношу «ханбок», тем больше я восхищаюсь его элегантностью и красотой.

Элегантное нахальство

Корейское слово «нэсун» по словарю означает «выглядеть простодушным снаружи, но быть коварным внутри». Г-жа Ким говорит, что серьёзно помучилась в поисках английского эквивалента этого слова, будучи убеждённой в его сугубой «корейскости».

Главная тема работ художницы — двойственность, присущая человеку. «Нэсуннё», или «притворщица», главная героиня её творчества, — это воплощение дисгармонии. Одетая в «ханбок», она развозит еду из «Макдональдса» на скутере. Усевшись на пол и подоткнув подол «ханбока», она ест пиццу или с шумом втягивает в себя рамён. Художница использует смелую технику коллажа, которая позволяет передать прозрачность юбки и ощущение хрустящей текстуры. В её работах традиционная парадная одежда и современная городская жизнь шумно сталкиваются, в то же время излучая абсурдное неуместное веселье. К тому же, главной героиней выступает молодая красивая женщина, полная девчачьего задора, поэтому зрители пребывают в восторге.

— Меня вдохновил возвышенный и таинственный имидж «ханбока». Я подумала, а что, если изобразить женщину в «ханбоке» в повседневной ситуации, когда не нужно соблюдать формальности? Мне хотелось выразить идею притворства как способа сбежать и освободиться от чужих взглядов.

И, похоже, эта стратегия сработала. Персональные выставки художницы, намеренной создавать искусство, доступное широкой публике, собирают десятки тысяч зрителей. Сообразительная девушка, активно используя соцсети, уже обзавелась армией фанатов числом более 110 тысяч человек.

Ким Хёнчжон, одетая в «ханбок», работает в своей мастерской в районе Нонхён-дон Сеула. Она любит носить «ханбок», как и девушки на её картинах.

Художник и менеджер

Г-жа Ким начала заниматься рисованием с 8 лет. По словам художницы, она «может нарисовать абсолютно всё, поскольку с детства только и делала, что рисовала». Но даже во время учёбы в средней школе с художественным уклоном она продолжала сомневаться в выборе пути. Девушку пугали слова, что «художник всегда голодный». Однако эти же слова пробудили в ней желание разбить этот стереотип. Представьте, как было бы ужасно, если бы все будущие художники не могли рассчитывать ни на что иное, кроме голодного будущего.

Изучая восточную живопись в Сеульском университете, г-жа Ким в качестве второй специальности выбрала менеджмент. Она так же дотошно изучала арт-рынок и читала биографии знаменитых художников. Чтобы выжить, девушка разрабатывала разные товары с принтами из её коллекции и сотрудничает с рядом компаний с целью арт-маркетинга.

— Меня очень интересует коммерциализация и популяризация искусства. По крайней мере в этом моменте я бы не хотела кривить душой. Я много размышляю о трудностях молодых художников и ограничениях современного арт-рынка в Корее. Я постоянно общаюсь со зрителями, чтобы найти способ снизить планку приобщения к искусству.

Я даже пробовала себя в качестве арт-дилера. Моя философия арт-менеджмента — это дышать в унисон с публикой. Создавая работы, которые любой может оценить и получить от них удовольствие, я хочу внести свой вклад в популяризацию искусства.

«Притворство: Упс!». 2012 г. Бумага «ханчжи», тушь, светлые краски, коллаж. 145 см x 117 см.

Жанровая живопись XXI века

Г-жа Ким много работает, чтобы развеять предубеждение, что традиционная корейская живопись стара и банальна. Придерживаясь традиционной техники, в которой используют тушь, краски и бумагу «ханчжи», художница смело сочетает её с современными элементами. К примеру, она заимствует для своей «нэсуннё» сюжеты западных сказок, в частности «Золушки». Г-жа Ким также продолжила свою серию «Притворство» в виде фотографий. А в некоторых работах «встроила» свою «нэсуннё» в шедевры эпохи Чосон.

— На меня оказали большое влияние работы Син Юнбока, чья откровенная светская живопись опередила своё время, и Ким Хондо, мастера жанровой живописи эпохи Чосон. Правдивость и юмор в их произведениях, смелость композиций и мастерское владение кистью являются для меня огромным источником вдохновения. Я мечтаю, следуя по стопам двух корифеев, создать жанровую живопись XXI века.

Сейчас г-жа Ким работает над картинами, изображающими её «нэсуннё» в прачечной самообслуживания, сауне и «чимчжильбане». По её словам, смысл этого проекта в том, чтобы изобразить срез эпохи через образы женщин в современном корейском обществе.

— Сейчас мои работы очень фигуративны. Я стараюсь изобразить всё максимально реалистично, прописывая каждый волосок тонкой кистью. В будущем я хотела бы попробовать себя в инсталляции и медиаарте. Мне кажется, что если понятие «нэсун» будет выражено более осязаемо, то зрителям будет легче понять идею по сравнению с тем, как это воспринимается через живопись.

Как человек, лелеющий амбиции выйти на мировую сцену, г-жа Ким в качестве примера, на который равняется, назвала художника-инсталлятора Со Дохо:

— Для своей инсталляции «Дом в доме» он создал «ханок» в натуральную величину, используя традиционную ткань, и таким образом заново интерпретировал корейское понимание красоты, сделав её понятной всему миру. Я бы тоже хотела с гордостью представить на мировой сцене корейскую живопись тушью, «ханбок» и «ханчжи» и получить международное признание. В этом смысле есть чему учиться у японского художника Такаши Мураками. Сотрудничая с зарубежными люксовыми брендами, он показал, как живопись может быть переведена в коммерческие продукты, которые проникают в нашу повседневную жизнь. Ещё одна моя мечта — сделать искусство, подобно музыке, частью повседневной жизни, поэтому мне нужно научиться у него, как совмещать искусство с коммерцией.

«Притворство: Где ваша радуга?». 2016 г. Бумага «ханчжи», тушь, светлые краски, коллаж. 178 см x 127 см.

Самоидентификация, чужие взгляды и общепринятые представления

Г-жа Ким — художник с большим потенциалом. Для неё качество работ важнее, чем частота выставок. Из-за репутации художника, способного привлечь массового зрителя, г-жа Ким получает довольно много предложений выставляться, но она не спешит их принимать.

— С 9 утра до 7 вечера, стоит мне присесть, я рисую без перерыва. Когда с головой ухожу в работу, бывает, что за целый день даже не поем. А потом вдруг, наоборот, набрасываюсь на еду, как ненормальная. Работа, где девушка объедается, сидя перед открытым холодильником, — это на самом деле автопортрет. Вообще так происходит с любой картиной: я способна её закончить, только если могу эмоционально сопереживать героине. За последние несколько лет я создала более 300 работ и всегда стараюсь находить что-то новое. Я сама больше всего не терплю, когда, обленившись, рисую одно и то же.

Работы г-жи Ким обладают очень сильной аурой и способны затмить весь остальной интерьер, если их повесить в доме. Поэтому для них непросто подобрать подходящее место. По этой причине художница продаёт меньше работ, чем можно себе представить. Однако г-жа Ким вовсе не собирается делать свои работы более «покладистыми» и декоративными.

— Каждая картина — это моё дитя, поэтому компромисс невозможен. К тому же, многие из них — автопортреты, а отрицать саму себя тоже невозможно. Мне нравится, когда люди весело смеются, разглядывая мои работы и читая их названия. Потому что тогда мне кажется, что они поняли моё намерение бросить вызов условностям.

Г-жа Ким мечтает о «халлю» в искусстве и лелеет надежду сыграть роль в том, чтобы приблизить день, когда корейское искусство будет по достоинству оценено во всём мире.

— Я размышляю над тем, как связать воедино тему самоидентификации, чужих взглядов и общепринятых представлений. Я пока ещё молодой художник на линии старта, поэтому мне нет нужды торопиться. Просто надо идти вперёд. И у меня достаточно сил, чтобы засучив рукава «ханбока» добиться любых поставленных целей.

***

Источник: Журнал KOREANA ОСЕНЬ 2017   TOM . 13    Nº. 3

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

1 комментарий

  • Владимир Ким, который Михеич.:

    Понимаю, что мир искусства в какой бы области не был прекрасен и доступен только одарёным и талантливым людям. Да и чтобы воспринимать его тоже надо хоть чуть – чуть иметь дар воспринимать прекрасное. Не всем это дано. Не хватает слов чтобы виденое выразить словами. Одним словом- ПРЕКРАСНО!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Translate »