Знакомство с классической литературой через традиционную музыку

kbs-world

Исполнитель народных песен учит аудиторию, как выполнять чхуимсэ. Это ритмичные восклицания во время песни, с помощью которых зрители подбадривают исполнителя корейской традиционной оперы пхансори.

Чхуимсэ – один из способов выражения аудиторией своей оценки представления и подбадривания артистов. Солисту пхансори легче сохранять в себе эмоциональный накал в процессе исполнения, если зритель дружно поддерживает его.

tk_140708_l01

Представление проходит на более высокой ноте в результате синергетического эффекта, который дают вместе исполнительское мастерство и поддерживающая сила аудитории. Корейскую классическую оперу пхансори интересно слушать, смотреть и участвовать в ней. Единственную проблему пхансори представляет её словесная часть, изобилующая устаревшими словами и выражениями, сложными для понимания простой публикой. Поэтому Корейский фонд культурного наследия выступил с идеей подачи пхансори вместе с корейской классической литературой, что, по мнению инициаторов, должно сделать традиционный музыкальный спектакль более доступным пониманию аудитории. В период с 23 по 27 июня в Фольклорном театре Образовательного центра нематериального культурного наследия прошла серия концертов в формате тыгымчжисоль, соединяющего в себе музыку пхансори и классическую литературу. Что это были за концерты, объяснит господин Хон Дэ Ун из Образовательного центра нематериального культурного наследия. 

Формат тыгымчжисоль был задуман, чтобы напомнить о непреходящей ценности гуманитарных наук и сделать классическую литературу и пхансори ближе обычным гражданам. Основу концертов составили пять основных опер пхансори. Это – «Сугунга», что означает «Песня подводного царства»; «Чхунхянга», или «Песня о Чхунхян»; «Чокпёкка» – «Песня о Красной скале»; «Симчхонга» – «Песня о Симчхон» и «Хынбога» – «Песня о Хынбо». Раньше уже делались попытки соединить литературу с музыкой, но это были не пхансори и корейская классика. Всегда считалось, что пхансори – это искусство только для слуха. Откровенно говоря, присутствующие в корейской опере старые выражения и реалии прошлого не очень-то понятны обычной аудитории, поэтому требуется комментатор, чтобы растолковать их. 

tk_140708_l02

Пхансори и корейскую классическую литературу объединяет то, что оба жанра предназначены для развлечения и распространения народной мудрости. Публика шла на представления в формате «тыгымчжисоль» в предвкушении интересной встречи с корейской классической литературой и музыкой. Опера «Сугунга» – это рассказ о морской черепахе, отправившейся в путешествие в поисках заячьей печени, которая требуется для излечения морского царя. «Чхунхянга» – история любви между представителем дворянского рода Ли Мон Нёном и дочерью куртизанки Чхунхян. В опере «Симчхонга» рассказывается о верной дочери, которая приносит себя в жертву морю ради того, чтобы вернуть зрение своему отцу. Главные герои оперы «Хынбога» братья Хынбу и Нольбу учат нас доброте и скромности. «Чокпёкка» повествует о сражении у Красной Скалы, о котором говорится в «Легенде о Трёх Королевствах». Все эти классические произведения не только увлекательны, но и поучительны, поскольку показывают победу добра над злом и торжество справедливости. Предоставляем слово писателю Ким Хон Сину.

В «Хынбога» два брата. Добрый Хынбу и злой Нольбу. История показывает, какими разными могут быть люди даже в одной семье. Нольбу – жадный и стремящийся досадить окружающим. Его младший брат, напротив, относится ко всем с уважением и любовью. Не трудно догадаться, кто из них является главным героем. Опера «Чхунхянга» символизирует вечность любви и стремление уйти от бедности. Сюжет «Симчхонга» учит преданности своим родителям. 

Пхансори – это опера с одним исполнителем, который поёт, ведёт рассказ и жестикулирует под звуки и ритм барабана, на котором исполняет другой музыкант. Пхансори входит в число важнейших достояний культурного наследия Кореи и внесена в Список нематериального культурного наследия человечества. Продолжает писатель Ким Хон Син.

Пхансори – это повествование в виде песни. Солист следует вокальной партии, излагает определённую историю, включая при этом язык жестов. Каждое из пяти основных произведений пхансори несёт многозначный смысл. Обычному человеку он недоступен до конца, поскольку в повседневной жизни человек не очень часто обращается к таким произведениям. Но если пхансори становится для него предметом особого интереса, произведение раскрывается человеку всей своей глубиной и возвышенностью. Я – писатель, и удивляюсь тому, как мастеру пхансори удаётся запомнить каждое слово и исполнять произведение в течение нескольких часов подряд. 

Пхансори – сложнейшее искусство, и, чтобы овладеть им в совершенстве, артисту приходится посвятить этому всю жизнь. Только став настоящим мастером этого жанра, исполнитель может в полной мере донести до зрителя всю мудрость и поучительный смысл произведения. У микрофона мастер пхансори госпожа Син Ён Хи.

Буддийский монах стремится к духовному совершенству. Мы, исполнители традиционного жанра, стремимся достичь совершенства в пении. Среди ста мастеров пхансори прошлого лишь троим удалось выйти на самый высокий уровень вокала. Певец пхансори должен добиваться точного воспроизведения звуков природы. Он должен учиться в точности повторять звуки грома, воды, ветра, шорох листьев и пение птиц. Только когда он этого добьётся, он вправе сказать, что в совершенстве овладел искусством пхансори. Некоторым, чтобы выйти на такой уровень, может понадобиться целая жизнь. А кому-то не хватит и всей жизни. 

В концерте в формате «тыгымчжисоль» помимо артистов пхансори, исполняющих наиболее интересные фрагменты вокальных произведений, принимают участие известные литераторы, которые дают свои комментарии к ним. Первой в программе стояла опера «Сугунга», интерпретацию которой дал писатель Ким Хон Син.

Писатель объяснил, в чем состоит значение произведения для мировой культуры. Он также постарался сделать его содержание доступным пониманию аудитории. Для этого ему сначала самому пришлось хорошенько разобраться в том, что такое пхансори. По признанию писателя, чем глубже он вникал в суть жанра, тем его больший смысл и значимость раскрывались ему.

«Сугунга»- одна из пяти основных опер пхансори. Но она занимает среди них особое место. В качестве главных персонажей в ней выступают животные. Мы, современные люди, знаем, что собой представляет подводный мир. Но наши далекие предки этого не знали. История начинается с изображения подводного царства, правитель которого серьёзно болен. Он может выздороветь, если съест печень зайца. Обитатели моря обсуждают, кого отправить на сушу за заячьей печенью. Выбор падает на черепаху, которая может жить и в воде, и на суше. В этой истории много несуразностей, преувеличений и перевоплощений. Как может существовать морской царь, или как заяц может жить в воде? Или, к примеру, если смешать все лекарственные ингредиенты, как предлагается в этом произведении, то получится смертельный яд. Тем не менее, все лекарственные растения, упоминаемые в нём, можно найти в древней медицинской энциклопедии «Тоныйпогам».

Современный человек удивляется простору воображения и логике мышления далёких предков. Придуманный мир живых существ, состав лекарственных средств, точное описание их свойств – когда всё это ложится на мелодию, зрители невольно вовлекаются в магию происходящего на сцене.

Все события, происходящие в подводном царстве, и эмоции, возникающие у персонажей, объясняются комментатором по ходу сценического действия. Такие комментарии, сопровождающие пхансори, наполняют зрелище четкими деталями и делают его более увлекательным.

Наступает момент, когда мастер пхансори Нам Хэ Сон исполняет самую яркую партию из «Сугунга». В ней звери оспаривают право на трон. То, как ведут себя в этой сцене животные, является сатирой на поведение человека в подобных ситуациях.

На третий день концертной программы была представлена опера «Чхунхянга», основанная на самой любимой корейцами любовной истории. Являя пример вечной любви, она также давала надежду всем простым людям. Вот как это объясняет заслуженный профессор Ким Хён Рён с отделения корейского языка и литературы Университета Конгук.

В прежние времена народ с надеждой смотрел на своего правителя, который должен был спасти его от алчных чиновников, лишавших простых людей земли и обкрадывавших их ради собственного обогащения. Единственной надеждой людей был тайный ревизор короля, который должен был появиться в нужный момент, чтобы покарать угнетателей. Находясь на этой опере, люди проживали жизнь её героев и черпали надежду на лучшее будущее. Они верили в то, что король пришлет тайного инспектора и поможет им. 

Довольно непростое дело, когда одному и тому же исполнителю, каким бы опытным он ни был, приходится играть всех персонажей и выражать всевозможные эмоции, предусмотренные действием. Для артиста каждый раз эта задача остается одной из главных.

tk_140708_l03

Выступление профессора было очень волнующим и ярким. Исполнители пхансори должны изучать корейскую литературу. Объяснение пхансори с точки зрения литературы добавляет спектаклю глубину и содержательность. 

Концерт мне очень понравился. Пхансори отражает нашу жизнь и помогает нам во многом. Она заставляет нас радоваться и огорчаться, дает нам стимул к жизни. Именно за это я люблю пхансори. 

Я – студент. И мне бывает не всё понятно в пхансори, поскольку я не силён в традиционной музыке. Но благодаря комментариям, многое мне становится понятным. 

Мы приехали из Гватемалы и проводим здесь отпуск. Моим детям понравился концерт, и я думаю чаще приобщать их к корейской культуре, которая достойна того, чтобы ею гордиться. 

Те, кому удалось побывать на этих концертах, обрели лучшее понимание пхансори – специфического жанра корейской традиционной музыки. Писатели и преподаватели литературы, сопровождающие оперы своими комментариями, и зрители, подбадривающие исполнителей с помощью чхуимсэ, делают пхансори ближе обычной публике. Мастера пхансори, посвящающие совершенствованию своего мастерства всю жизнь, благодарны зрителям, которые ценят их нелегкий труд. Концерты в формате «тыгымчжисоль» сблизили пхансори и простых корейцев.

 Источник: https://world.kbs.co.kr/russian/program/program_trendkorea_detail.htm?No=10026875

Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках Опубликовать в Blogger Добавить в ЖЖ - LiveJournal Поделиться ВКонтакте Добавить в Мой Мир Добавить в Google+

Комментирование закрыто.

Translate »